Все знают,что иногда симптомом депрессии может быть запор.Но запор- это симптом заболеваний ЖКТ,пусть даже и психосоматический недуг при депрессии,но ведь есть еще и масса другой психосоматики. Всвязи с этим у меня вопрос к Алексею Евгеньевичу:какая связь между запором и депрессией и почему одним из ее симптомов в некоторых случаях являются именно запоры? И еще:расскажите о механизмах возникновения рвоты на нервной почве.
Психонервные запоры занимают особое и чрезвычайно важное место среди запоров функционального происхождения. У человека сам акт опорожнения в значительной мере подчинен психике, поэтому изменение условий обычной жизни часто влечет появление задержки испражнений. Сюда относятся, например, запоры в первые дни путешествия по железной дороге, а также различные формы запоров в результате подавления привычного позыва. Однако и вся остальная психонервная деятельность человека также влияет на деятельность кишечника. Устойчивые запоры могут возникать при депрессии, нервном переутомлении, в результате психических конфликтов, лежащих в подсознании. Психонервные запоры при депрессии и нервном переутомлении чаще бывают атонического вида, то есть в результате депрессии снижается не только тонус человека в целом, но и тонус кишечных мышц, что препятствует продвижению по пищевому тракту съеденной пищи.. Что касается остальных видов психонервных запоров, особенно подавления позывов на стул и психических конфликтов, лежащих в подсознании,- это, бесспорно, запоры спастического вида, они возникают в результате повышения тонуса и спазмирования мышц кишечной стенки.
Психогенная рвота чаще встречается у больных юного, молодого и среднего возраста; преобладает женский пол (5:1). Как правило, рвота достаточно персистирующая, упорная, беспокоит больных в течение многих месяцев и лет. Детальный анализ позволяет установить наличие периодов рвоты в детстве. Обычно аппетит и масса тела не изменены, рвота наступает чаще всего после приема пищи или в связи с эмоциональными факторами. Тошнота может отсутствовать. Важной особенностью психогенной рвоты является наличие возможностей ее контроля и задержки: больные успевают дойти до туалета.
Часто у больных выявляются различные варианты эмоциональных нарушений, вегетативной дисфункции. Феномен рвоты обычно сопровождается многочисленными вегетативными нарушениями: потоотделением, бледностью кожных покровов, выраженной общей слабостью, тахикардией или брадикардией, снижением артериального давления. Указанные вегетативные расстройства по-разному включаются в клиническую картину рвоты и могут быть минимальными, когда рвота является истерическим феноменом и служит способом выражения эмоций у больного. Больные с психогенной рвотой, как правило, легко ее переносят, а страх серьезного органического заболевания чаще возникает у родственников, а не у самих больных.
Большое значение в клинических проявлениях и патогенезе рвоты имеет состояние вестибулярного аппарата. Исходная, конституциональная его гиперчувствительность (больные плохо переносили вестибулярные нагрузки - качели, карусели, транспорт) в ситуации психогенной болезни может резко усиливаться, существенно включаясь в механизм симптомообразования.
Патогенез психогенной рвоты многомерный. Нейрофизиологические механизмы, лежащие в основе рвотного рефлекса, связаны с функцией рвотных центров, которые находятся в системе ретикулярной формации. На дне IV желудочка находится также и хеморецепторная триггерная зона, которая может активизировать функцию рвотного центра в ответ на различные стимулы. Рвотный физиологический акт состоит в последовательном включении по определенному алгоритму ряда мышц и достижении желудочного рефлюкса - выбрасывания содержимого желудка в нижнюю часть пищевода. Для объяснения психогенной рвоты предложено несколько концепций. И. П. Павлов предложил понимание психогенной рвоты как условного рефлекса. Клинические наблюдения последних лет подтверждают данную точку зрения. Рассматривают психогенную рвоту как результат эмоциональных расстройств в системе межличностных нарушений. Интенсивные эмоции типа обиды, гнева по механизмам неосознанной символики могут выражаться в возникновении рвоты. При этом подчеркивается наличие определенных моделей (чаще всего в семье) реагирования на стресс; таким образом, рвота возникает и как обученная форма реакции.
Подчеркиваются также такие важные аспекты патогенеза, как наличие эмоциональных расстройств, в частности депрессии, тревоги стрессогенной природы.
Больные с психогенной рвотой по своим личностным особенностям пассивные, не склонны к конфронтации, не обладают достаточной настойчивостью и имеют определенные трудности в сдерживании гнева. Всегда подчеркивалось появление рвоты как некий показатель психологического тупика. Привлечение истерических механизмов для объяснения патогенеза психогенной рвоты требует тонкого анализа для понимания феномена рвоты в контексте механизмов поведения больного; подобный анализ и доказательства достаточно трудны.