J
Jane
⚪
Сейчас в форуме есть несколько тем, которые можно объединить в одну. Смысл жизни. Я решил, что тема стоит особого внимания и, чтобы не распыляться подобрал материал на эту тему, объединив в статью.
Часто бывает так, что жизнь у человека идет по накатанной колее. Учится, потому, что все учатся. В институт поступает, потому, что так принято; потому, что в армию не забирают; потому, что, имея высшее образование, легче искать работу.
Да, и институт выбирают как-то случайно, не тот, который интересен, а поближе к дому. Потом работа, выбранная по принципу, где платят побольше, а нагрузки поменьше… Знакомятся, романы заводят, семьей обзаводятся - потому что вроде бы все так делают… Потому, что так принято.
В какой-то момент человек удивляется, почему же, так грустно и одиноко? Для чего я тут, почему никому не нужен?
А чему удивляться, если сам не управлял своими действиями? Уж куда течением вынесло – туда и вынесло.
Особенно трудно подросткам и молодым людям. Естественное беспокойство перед миром; перед тем, что ждет впереди; перед давно желаемой, но и страшноватой свободой и самостоятельностью. Надо идти, но КТО Я, КУДА идти, ЧЕМ заняться… Эти вопросы кричат, требуя ответа, а его нет. Причем никто из взрослых (ну или практически никто) не может помочь им в этом. К сожалению, родители, в этом вопросе, к сожалению тоже не подмога. С одной стороны это связано с тем, что многие из них не понимают, зачем живут сами, а существуют по схеме, с которой я начал свой рассказ, с другой, не уважают в молодом человеке личность. В результате в душе у человека появляется ощущение, что ты никому не нужен и жить незачем. И, повторяя за Вольтером, многие говорят: « ...человек родиться, чтобы жить в судорогах беспокойства и летаргии скуки».
Если проанализировать причины, то Культурально это обусловлено тем, что многие из нас не привыкли брать ответственность за свою жизнь на себя. С начала, при крепостном праве, был «барин», который умный. Вот и ждали, пока он приедет – он рассудит. Потом ему на смену пришел «правильный курс партии». Партия прикажет надо, комсомол ответит – есть! Какой уж тут смысл жизни. Он был примерно один у всех и «спускался сверху».
Да и в воспитании детей родители, зачастую, относятся к своему ребенку будто он «царь и б-г», ему все разрешено и ни в чем нет ни отказа ни ограничений. У таких детей есть все. И Няни, и гувернантки, и вещи, и школы лучшие. Но мало кто учитывает, что родители в такой семье зачастую удовлетворяют желания не ребенка, а свои собственные: именно они решают, в какие игрушки ребенку играть, какие вещи носить и т.п. Таким образом у ребенка не за что в жизни бороться, нечего искать – в том числе непонятно, где искать и самого себя. И опять же, такой ребенок вполне может стать жертвой какой-нибудь сомнительной структуры
Другая крайность – задавленность. Когда же в мир входит такой человек, то мир как бы поворачивается к нему своей "злой" стороной – потому что такой человек, задавленный родительским диктатом, просто не умеет подавать с достоинством самого себя. И его начинают унижать и все окружающие. Далее реакция подростка имеет несколько вариантов: либо это упреждающая агрессия (часто называемая немотивированной), либо замкнутость в качестве защиты от "злого мира", либо полная растерянность и дезадаптация, либо неадекватные попытки самоутвердиться за счет других.
То, что современные молодые люди наконец-то вышли из этого заколдованного круга чужих смыслов, ищут свой, размышляете над этим вопросом, делает им честь, ибо это есть показатель зрелого интеллекта, зрелой личности. Конечно, путь обретения СМЫСЛА ЖИЗНИ не усеян лепестками роз и лилиями, часто проявляется внутренний конфликт между желанием его обрести, стремлением развиваться, не стоять на месте и страхом перед реализацией того, что хочется…
Но невозможно «спустить с верху директиву о смысле жизни» или вручить СМЫСЛ жизни в виде яблочка на блюдечке с золотой каемочкой. С одной стороны, это вызовет у многих, думаю и у вас в том числе, здоровый скепсис. Вы просто поднимите меня на смех. С другой, именно таким директивным введением виртуального смысла жизни вербуют в свои ряды новых адептов разные секты.
Виктор Франкл, знаменитый психолог, философ и психотерапевт писал: "смысл жизни нельзя ДАТЬ, он ИЩЕТСЯ самим человеком". Получается, что пока не начнешь этот смысл искать, он не появится. Если я предложу вам, скажем, заняться вязанием или поступить в училище, где готовят озеленителей… Насколько далеко я буду послан? Но выяснение того, что же в этой жизни вас интересует может оказаться первым шагом к обретению смысла.
Так что, решение проблемы одно – самому найти СМЫСЛ СВОЕЙ ЖИЗНИ. Пусть ошибаясь и набивая шишки. Да это трудно, но тем приятнее, интереснее, значимее будет результат.
Закончить хочу словами Ингемара Бергмана: Жизнь имеет в точности ту ценность, которой мы хотим ее наделить.
Часто бывает так, что жизнь у человека идет по накатанной колее. Учится, потому, что все учатся. В институт поступает, потому, что так принято; потому, что в армию не забирают; потому, что, имея высшее образование, легче искать работу.
Да, и институт выбирают как-то случайно, не тот, который интересен, а поближе к дому. Потом работа, выбранная по принципу, где платят побольше, а нагрузки поменьше… Знакомятся, романы заводят, семьей обзаводятся - потому что вроде бы все так делают… Потому, что так принято.
В какой-то момент человек удивляется, почему же, так грустно и одиноко? Для чего я тут, почему никому не нужен?
А чему удивляться, если сам не управлял своими действиями? Уж куда течением вынесло – туда и вынесло.
Особенно трудно подросткам и молодым людям. Естественное беспокойство перед миром; перед тем, что ждет впереди; перед давно желаемой, но и страшноватой свободой и самостоятельностью. Надо идти, но КТО Я, КУДА идти, ЧЕМ заняться… Эти вопросы кричат, требуя ответа, а его нет. Причем никто из взрослых (ну или практически никто) не может помочь им в этом. К сожалению, родители, в этом вопросе, к сожалению тоже не подмога. С одной стороны это связано с тем, что многие из них не понимают, зачем живут сами, а существуют по схеме, с которой я начал свой рассказ, с другой, не уважают в молодом человеке личность. В результате в душе у человека появляется ощущение, что ты никому не нужен и жить незачем. И, повторяя за Вольтером, многие говорят: « ...человек родиться, чтобы жить в судорогах беспокойства и летаргии скуки».
Если проанализировать причины, то Культурально это обусловлено тем, что многие из нас не привыкли брать ответственность за свою жизнь на себя. С начала, при крепостном праве, был «барин», который умный. Вот и ждали, пока он приедет – он рассудит. Потом ему на смену пришел «правильный курс партии». Партия прикажет надо, комсомол ответит – есть! Какой уж тут смысл жизни. Он был примерно один у всех и «спускался сверху».
Да и в воспитании детей родители, зачастую, относятся к своему ребенку будто он «царь и б-г», ему все разрешено и ни в чем нет ни отказа ни ограничений. У таких детей есть все. И Няни, и гувернантки, и вещи, и школы лучшие. Но мало кто учитывает, что родители в такой семье зачастую удовлетворяют желания не ребенка, а свои собственные: именно они решают, в какие игрушки ребенку играть, какие вещи носить и т.п. Таким образом у ребенка не за что в жизни бороться, нечего искать – в том числе непонятно, где искать и самого себя. И опять же, такой ребенок вполне может стать жертвой какой-нибудь сомнительной структуры
Другая крайность – задавленность. Когда же в мир входит такой человек, то мир как бы поворачивается к нему своей "злой" стороной – потому что такой человек, задавленный родительским диктатом, просто не умеет подавать с достоинством самого себя. И его начинают унижать и все окружающие. Далее реакция подростка имеет несколько вариантов: либо это упреждающая агрессия (часто называемая немотивированной), либо замкнутость в качестве защиты от "злого мира", либо полная растерянность и дезадаптация, либо неадекватные попытки самоутвердиться за счет других.
То, что современные молодые люди наконец-то вышли из этого заколдованного круга чужих смыслов, ищут свой, размышляете над этим вопросом, делает им честь, ибо это есть показатель зрелого интеллекта, зрелой личности. Конечно, путь обретения СМЫСЛА ЖИЗНИ не усеян лепестками роз и лилиями, часто проявляется внутренний конфликт между желанием его обрести, стремлением развиваться, не стоять на месте и страхом перед реализацией того, что хочется…
Но невозможно «спустить с верху директиву о смысле жизни» или вручить СМЫСЛ жизни в виде яблочка на блюдечке с золотой каемочкой. С одной стороны, это вызовет у многих, думаю и у вас в том числе, здоровый скепсис. Вы просто поднимите меня на смех. С другой, именно таким директивным введением виртуального смысла жизни вербуют в свои ряды новых адептов разные секты.
Виктор Франкл, знаменитый психолог, философ и психотерапевт писал: "смысл жизни нельзя ДАТЬ, он ИЩЕТСЯ самим человеком". Получается, что пока не начнешь этот смысл искать, он не появится. Если я предложу вам, скажем, заняться вязанием или поступить в училище, где готовят озеленителей… Насколько далеко я буду послан? Но выяснение того, что же в этой жизни вас интересует может оказаться первым шагом к обретению смысла.
Так что, решение проблемы одно – самому найти СМЫСЛ СВОЕЙ ЖИЗНИ. Пусть ошибаясь и набивая шишки. Да это трудно, но тем приятнее, интереснее, значимее будет результат.
Закончить хочу словами Ингемара Бергмана: Жизнь имеет в точности ту ценность, которой мы хотим ее наделить.