— Даже если стоимость некоторых продуктов на мировом рынке из-за событий в Японии несколько снизится, очевидно, что это временное явление. Тенденция же такова, что еда в мире дорожает. Впрочем, есть и другое мнение: продукты питания стоят дешево, ведь подавляющее большинство из нас ест недорогие, не слишком качественные и не слишком здоровые продукты из супермаркетов, а качественная еда обошлась бы нам намного дороже. Какая из этих двух точек зрения ближе к истине?
— Без сомнения, эпоха дешевых продуктов закончилась. Если говорить о спросе, то он зависит от уровня доходов и численности населения. Со стороны предложения это изменения экономического и политического курса, ресурсные ограничения, факторы производства и сбыта. Поэтому не приходится ожидать возврата к низким ценам, которые были несколько лет назад, и хотя хотелось бы надеяться, что чрезмерное подорожание в некоторых продуктовых категориях не сохранится надолго, тем не менее, цены будут оставаться высокими.
— Цены на какие продукты, кажущиеся нам сейчас чрезмерно высокими, в ближайшие годы станут нормой?
— Особенного внимания требуют те культуры, запасы которых наиболее ограничены, в частности, соевые бобы и кукуруза. Особенно кукуруза. Предварительные оценки по урожаю пшеницы довольно благоприятны, хотя возможно любое развитие событий. Трудно представить, чтобы цены на пшеницу и кукурузу были одинаковыми. Поэтому можно иметь хорошие виды на урожай пшеницы, но для кукурузы в долгосрочной перспективе, чтобы восстановился нормальный уровень цен на этом рынке, просто хороших прогнозов недостаточно, нужны очень хорошие прогнозы.
Если говорить о какой-то одной культуре, по которой необходимо принимать меры для улучшения ситуации с предложением, то это кукуруза, потом — соевые бобы и пшеница. Среди прочих сырьевых продуктов, с которыми связана довольно высокая неопределенность, я бы упомянул сахар, здесь многое будет зависеть от ситуации в Бразилии и опять же цен на нефть — с учетом двух направлений использования сахара в Бразилии. В целом, на наш взгляд, ситуация очень нестабильная и неопределенная по всем категориям сельхозпродукции, и даже если в каком-то месяце происходит снижение, в другом может произойти возврат на прежние уровни. И в ближайшее время эти обстоятельства не исчезнут. Поэтому «Большая двадцатка» включила вопросы продовольствия в свою официальную повестку как одну из важнейших тем. И дело не столько в уровне цен, сколько в волатильности.
Взаимосвязи с другими рынками делают прогнозирование крайне сложным. Возьмите события в Японии. Глобализация превратила весь мир в одну маленькую деревню, рынки очень взаимозависимы. И знание текущей ситуации в каком-то одном секторе или регионе не позволяет определить дальнейшие его перспективы, если не знать, что происходит на других рынках.