Лена, конференция на то и создана, чтобы задавать вопросы и получать, по возможности, ответы. То, что Вы описали, становится более интересным для меня, а для Вас настоящей серьезной проблемой. Поэтому, Вам хорошо бы обратиться за профессиональной помощью очно (в отношении старей), т. к. действительно, такие наруш. затормаживают готовность к освоению грамоты. В свою очередь, могу порекомендовать основные направления работы по формированию зрительно- пространственного восприятия и моторных функций (кои, я считаю, из описания, нарушены). 1) Осознание схемы собственного тела. 2)Развитие умения ориентироваться в пространстве относительно собственного тела с использованием предметов в направлениях: вправо- влево, вперед- назад. 3) Определение последовательности и верхне- нижнего, лево- правого направлений в расположении предметов и их изображений (можно использовать буквы, которые ребенок "зеркалит"). 4) Перемещать предметы относительно друг друга, относительно собст. тела. 5) Построение конструкций из разных материалов по заданной модели, самостоятельно. 6) Изображать графические знаки в различных направлениях от заданного ориентира. 7) Развивать умения самостоятельно рисовать план расположения предметов (н- р, соседн. комнаты, класса и т. д. ) 8)умение ориентироваться на плоскости. 9) Умение вербализировать(сообщать) пространственные понятия. Для младшей (теже направления, только использовать предметы по возрасту) можно включить развитие мелкой моторики пальцев рук - массаж, игры с пальчиками, манипулирование мелкими предметами , лепка. На счет уздечки, ее можно растянуть, и, то, что Вы делали- это хорошо. Занятия для губ, языка, щек также необходимы. (для младшей). Для старшей не помешает развитие слухового внимания (звонкие и глухие парные согласные; рабона на соотношение, сравнение, различение на слух; затем, можно в паре с гласными)- использовать буквы, слоги, слова, предложения, картинки, предметы и т. д. С пересказом, вообще- то может помочь и учитель(если ходит в школу)! Примерно работа проводится так: излагать свои мысли начинаем с пересказа услышанного с опорой на вопросы, действия, предметные картинки, данные в последовательности услышанного рассказа. Позднее учим определять части в рассказе, составлять его план и пересказывать, опираясь на него. Можно включать в задание пересказы по отдельным фрагментам (началу, середине и концу) рассказа. После того как научили последовательному пересказу, учим состовлять выборочный пересказ. (обобщать и выбирать самое главное из всего текста. Н- р, Зад- е: послушай, ответь на вопросы, затем перескажи, как запомнила. "Муравей нашел большое зерно. Он не мог тащить его один. Муравей позвал на помощь товарищей. Вместе муравьи легко притащили зерно в муравейник. " Вопросы: Что нашел муравей? Чего не мог сделать муравей один? Кого позвал на помощь муравей? Что сделали муравьи? Удачи и терпения Вам!