Загадочное омоложение тбилисского вора
В марте 2002 года в одном из укромных уголков старого тбилисского кладбища хоронили уникального человека – Coco Ломидзе, в криминальных кругах более известного как вор в законе по кличке Старик. Случайный прохожий, взглянув на покойника, был бы несказанно удивлён, узнав, что в гробу лежит 54-летний мужчина, – внешне усопший выглядел десятилетним мальчиком!
Действительно, исключительность Ломидзе состояла не столько в том, что в 15 лет он был признан самым ловким щипачом (вором-карманником) Грузии, сколько в том, что однажды окружающие заметили, как он вдруг перестал... стареть. Время, казалось, потекло для него вспять.
Метаморфозы начались, когда Coco стукнуло 25. Рано появившаяся седина стала постепенно исчезать, морщины разглаживались, овал лица округлялся и приобретал детское выражение, жёсткая щетина на щеках сменилась юношеским пушком. Каждые 5 лет Coco терял в весе и становился меньше ростом. Казалось, Природа примеряет на взрослого мужчину детскую маску. Необъяснимые изменения во внешности – «омоложение», о котором могли бы только мечтать многие женщины, – продолжались тридцать лет.
Парадоксально, но, несмотря на прогрессирующую внешнюю инфантильность, психология и умственные способности Ломидзе соответствовали его фактическому возрасту: с годами он становился всё более изобретательным, предприимчивым и волевым...
Впервые Ломидзе нашёл своему загадочному превращению из зрелого мужчины в мальчишку практическое, разумеется, криминальное применение, когда ему исполнилось 36 лет.
...В 1983 году, после самоубийства грузина Михаила Георгадзе, его вдова Манана перебралась в Тбилиси и поселилась в роскошной квартире с бронированной дверью и чугунными решётками на окнах. (В течение 26 лет Георгадзе был бессменным секретарём Президиума ВС СССР. В 1983 году по инициативе генсека ЦК КПСС Юрия Андропова против него было возбуждено уголовное дело по факту получения взяток в особо крупных размерах: за предоставление депутатских мандатов Верховного Совета своим землякам, назначение их на различные должности в Госплане, Внешторге и Совете Министров Союза ССР. При обыске на его подмосковной даче, превращённой Георгадзе в филиал Пушкинского музея, было обнаружено более 20 килограммов ювелирных изделий из золота и платины, драгоценных камней общим весом более 4000 карат, около 5 миллионов рублей, десятки тысяч долларов США, марок ФРГ, английских фунтов стерлингов и другой иностранной валюты. Следователей Генеральной прокуратуры более всего поразили... унитазы – они были отлиты из золота самой высокой, 999-й пробы! По окончании обыска Георгадзе не стал дожидаться вердикта суда и застрелился, а его жена, прихватив с собой сокрытые в тайниках драгоценности и деньги, сбежала в Тбилиси.)
Ломидзе знал, что престарелая Манана никогда не покидала своё жилище, да и вообще была женщиной недоверчивой, к себе в дом незнакомых людей не пускала. Более того, в квартире обитали три дога, каждый ростом с телёнка. Однако интригабельный ум Coco подсказал ему выход. Вернее, вход в дом Мананы Георгадзе. Своими соображениями он поделился с «коллегами». Идея была принята на ура. Воры понимали: они ничем не рискуют, так как после ограбления женщина не решится обратиться в милицию.
Ко дню налёта на дом миллионерши в изгнании Ломидзе уже исполнилось 36 лет, но выглядел он пятнадцатилетним пацаном. Он надел школьную форму, повязал пионерский галстук. А чтобы нейтрализовать четвероногих стражей, Coco в собачьем питомнике приобрёл трёх сук-овчарок, у которых наступил период течки. И пошёл на абордаж!
После звонка в дверь Манана посмотрела в дверной глазок и спросила, что надо «пионеру». Писклявым голосом Coco объяснил, что их школа собирает макулатуру. Дверь открылась. Сразу же в квартиру были запущены суки, которыми, забыв про всё, тут же занялись доги. Ну а бомбилы занялись хозяйкой...
«Экспроприированные» драгоценности сбыли в Москве на «бриллиантовой бирже», что в Столешниковом переулке у ювелирного магазина «Алмаз». Денег выручили столько, что Coco со товарищи кутили почти год, забыв о воровском промысле.
Ломидзе оказался умнее подельников. Втайне от них часть своей доли он потратил на приобретение дома в подмосковном Одинцове. Покупку оформил на свою тбилисскую подружку Тамару Бадридзе. Убежище подальше от Грузии – та самая соломка, которую можно подстелить при падении, – Coco не хотел вновь оказаться на сибирских лесоповалах, где он успел провести аж 15 лет!
Звёздный миг щипача
9 апреля 1989 года Ломидзе помнил лучше, чем собственный день рождения. Именно в этот день Эдуарду Шеварднадзе после долгих скитаний по миру в ранге министра иностранных дел Союза ССР, наконец, удалось навестить Тбилиси. Одним из пунктов его программы значилось посещение Дворца пионеров. К визиту готовилась не только дирекция учреждения, но и криминальное сообщество Грузии.
На воровской сходке коронованные авторитеты приняли решение устроить Седому Лису (кличка Шеварднадзе) публичную порку, чтобы тот понял, кто правит бал в современной Грузии. Нет-нет, воровской «собор» не планировал покушение на гостя, Боже упаси! На Кавказе публичное унижение человека страшнее, чем удар кинжалом. На том и порешили: унизить! Воры подготовили Шеварднадзе изощрённую месть за те неудобства, которые он создал им в 60–70-е годы, будучи сначала главой МВД, а затем первым секретарём республики. Исполнителем назначили Coco Ломидзе, которому в случае успешно проведённой операции был обещан высший титул блатного мира: «вор в законе».
Было много цветов, улыбок и музыки. Детишек в красных галстуках выстроили в две шеренги вдоль красной ковровой дорожки, ведущей во дворец. Правофланговым был Coco, и хотя шёл ему в ту пору сорок второй год, внешне его невозможно было отличить от окружающих юнцов.
Как только Шеварднадзе в окружении дюжины гориллоподобных телохранителей ступил на ковровую дорожку, ему навстречу бросился Coco. Прокричал: «Батоно, батоно Эдуард, сын Амвросия, ты – наш мессия, мы так долго ждали твоего явления народу! Ты – наш спаситель, ты, как Моисей, выведешь нас из пустыни... Дай поцеловать твою руку!»
Услышав эти слова-заклинания, Шеварднадзе смахнул накатившуюся слезу, поднял на руки подбежавшего мальчонку и трижды поцеловал.
Этих мгновений было достаточно, чтобы наручные часы гостя оказались в кармане Ломидзе. Через секунду он исчез в толпе пионеров, а через полчаса из Тбилиси. Грузинский криминалитет знал, насколько суровой будет кара, когда милицейские ищейки выйдут на след лиходея, осмелившегося средь бела дня снять часы с некогда всемогущего правителя Грузии, поэтому заранее обеспечил Ломидзе пути отхода.
Шеварднадзе хватился пропажи часов, лишь переступив порог кабинета директора Дворца пионеров. «Philip Patek» на массивном золотом браслете, украшенном россыпью бриллиантов, – самые дорогие швейцарские часы в мире – были вручены Седому Лису президентом Союза промышленников ФРГ в качестве аванса за его старания в деле вывода Группы советских войск из ГДР.
Через два дня воры вернули часы, но сделали это так, чтобы об этом раструбили все грузинские газеты. Публичное посрамление Шеварднадзе состоялось!
Короновали Coco заочно – в это время он вместе с Тамарой ковырялся на грядках приусадебного участка в Одинцове.
9 апреля 1989 года Coco Шалвович Ломидзе стал вором в законе. «Погоняло» (кличка) – Старик. В кличке был намёк на его необъяснимое внешнее омоложение. В воровской среде тоже есть люди с чувством юмора...
Приговор с комментарием
В 1989 года у Ломидзе стала угасать мужская функция, и Тамара настояла, чтобы Coco обратился по поводу своего омоложения к известной целительнице и экстрасенсу Джуне Давиташвили – грузинка всё-таки! Не откажет земляку.
Джуна, сделав несколько пассов руками над головой гостя и просмотрев его фото последних лет, отрицательно покачала головой: она не в силах помочь. Однако феномен омоложения Coco настолько заинтриговал её, что она направила его к Семёну Далакишвили, заместителю директора НИИ экспериментальной морфологии и геронтологии.
Разложив на столе фотографии Ломидзе, профессор надолго задумался. Наконец поднял глаза на пациента.
– Если ваше омоложение пойдёт такими же темпами, то свой шестидесятый день рождения вы встретите в люльке с соской во рту. Простите за чёрный юмор, но в вашем случае медицина бессильна. У вас, скорее всего, сбои на генетическом уровне, которые и приговорили вас нести крест псевдоомоложения. К сожалению, помочь вам ни мой институт, ни заграничные клиники не смогут. Ещё раз прошу меня извинить...
В 1990 года пациента-уникума освидетельствовал министр здравоохранения СССР Е. И. Чазов. Привожу дословно его комментарий:
«Биологический возраст необязательно совпадает с календарным возрастом человека. Есть примеры чрезвычайно ранней старости, когда даже у 15–17-летних наблюдаются все признаки старения. Эта генетическая болезнь называется прогерия. Но чтобы процесс старения реально повернул вспять, организм сам собой начал омолаживаться – это невозможно! Медицина такими фактами не располагает, поэтому и какого-то специального термина для такой “болезни” нет. Старение является многозвеньевым, разрушительным и, увы, необратимым процессом. Что произошло в случае с Ломидзе, мне сложно судить – этого пациента я видел всего один раз, а в наших специализированных клиниках он не наблюдался. Наверняка какие-то генетические нарушения у него были. Сенсационное омоложение Ломидзе объяснить можно – случаи, когда процесс внешнего старения замедлялся, порой на десятилетия, известны. Но, разумеется, Ломидзе не молодел. Такое, увы, не дано никому из смертных! Самым красноречивым свидетельством старения организма уникума из Тбилиси является раннее угасание его мужской функции. Что же касается внешних признаков омоложения пациента, то это, повторяю, скорее всего, лишь проявление аномалии на генетическом уровне».
Сосо Ломидзе на этой фотографии 36 лет