RSS лента

leto-leto

≈сли ребенок боитс€ насекомых

ќценить эту запись
Ђћой сын в последние дни панически боитс€ мух. ћарт не самое Ђмушиноеї врем€, летом не представл€ю, как бы мы пережили эти дни. ћухи ему чуд€тс€ всюду и везде. —егодн€ отказалс€ есть блины у бабушки, потому что ему показалось, что между блинами попала мошка. ¬чера в кафе устроил истерику: Ђћамочка, здесь точно мух нет? ћама, пойдем домой скорее отсюда!ї. ’от€ обычно оставить в кафе хоть что-то несъеденным дл€ него практически невозможно.  ак реагировать на истерики? „то отвечать на вопросы? я ведь не могу быть на 100% уверена ,что мух в кафе нет... Ќормально ли вообще дл€ трехлетнего ребенка иметь такие страхи, непон€тно откуда вз€вшиес€ или же стоит обратитьс€ за психологической помощью?ї (¬опрос психологу.)

Ќачну с последнего вопроса. ¬ общем-то, дл€ трехлетнего ребенка энтомофоби€ (бо€знь различных насекомых) Ц €вление не свойственное. ƒети лет до п€ти с большим интересом относ€тс€ ко вс€кому живому существу, не испытыва€ брезгливости или чувства страха, особенно если никто из взрослых этих чувств не прививает. ѕоэтому если ребенок младшего возраста испытывает страхи, св€занные с насекомыми, то скорее всего речь идет о фобии, спровоцированной кем-то из взрослых. Ћибо кто-то из членов семьи имеет такую фобию и демонстративно в присутствии ребенка боитс€ насекомых, либо не менее демонстративно боретс€ с насекомыми: Ђ“аракан! ƒави его! ƒави его! ћуха! Ѕей ее!ї.

“о, что вызывает такую азартную агрессию взрослого, наверн€ка очень опасно Ц к такому выводу может прийти малыш, начина€ бо€тьс€ этих мелких, но таких страшных существ. Ќа наш человеческий взгл€д, даже такие милые и красивые насекомые, как бабочки, при ближайшем рассмотрении оказываютс€ довольно непригл€дными и пугающими.

≈сть еще один, к сожалению, довольно распространенный вариант обретени€ такой фобии: когда кто-то более старший, чем малыш, не об€зательно взрослый, сознательно пугает маленького ребенка: ЂЌе соберешь игрушки, придет “араканище, украдет теб€ и съест!ї Ќе стоит удивл€тьс€, что после пары-тройки повторений подобных фраз, ребенок начнет панически бо€тьс€ тараканов.

 онечно, не стоит обманывать ребенка, говор€ ему, что насекомых р€дом стопроцентно нет. ≈сли насекомое все-таки обнаружитс€, будет истерика, скорее всего, и доверие к родителю, обманувшему в таком важном вопросе, будет подорвано. Ћучше акцентировать внимание ребенка на том, что родитель может защитить малыша: Ђя смогу защитить теб€ї.

Ќачать можно с подобной фразы, чтобы ребенку стало спокойнее под защитой взрослого. —ам он не ощущает в моменты страха способности посто€ть за себ€ перед пугающим до дрожи животным. ”веренность в силах взрослого успокаивает ребенка. «атем можно перейти к фразам типа: Ђ огда мы вместе Ц мы справимс€ с любым насекомымї. ¬ этом случае ребенок так же, как и взрослый, надел€етс€ силой и уверенностью справитьс€ с ситуацией, пусть пока не самосто€тельно, а в команде с родителем, но это уже возможность помочь ему ощутить себ€ иначе перед лицом возможной опасности. Ёто промежуточный шаг на пути к: Ђ“ы справишьс€ Ц насекомые тебе не страшны!ї.

≈сли ребенок после успокаивающих слов взрослого продолжает тревожитьс€, можно вз€ть его за руку и обойти помещение вместе, чтобы проверить, как обсто€т дела с насекомыми и убедитьс€, что ничего не угрожает. Ёто не блажь ребенка, ему в самом деле такое действие поможет обрести спокойствие.

„еловеку, как правило, свойственно бо€тьс€ того, чего он не понимает, или того, о чем мало знает. ѕоэтому, если рассматривать с ребенком атлас или энциклопедию, соответствующую возрасту, разделы, посв€щенные насекомым, можно получить хороший терапевтический эффект. –ебенок знакомитс€ с мухой, видит, как она устроена, чем питаетс€, как живет Ц муха становитс€ близкой и пон€тной, она тер€ет пугающий ореол загадочности и неизвестности, ребенок успокаиваетс€.

’орошо почитать с ребенком сказки, где главными положительными геро€ми €вл€ютс€ насекомые. Ќаиболее известна, конечно, сказка о Ђћухе-÷окотухеї, но кроме нее, есть р€д сказок у ¬. —утеева с его же замечательными иллюстраци€ми. ћожет быть, малыш сначала просто послушает сказку, не пожелав взгл€нуть на картинки, или даже вовсе откажетс€ слушать. Ќичего страшного, к этому предложению можно вернутьс€ позже.

 огда ребенок уже без трепета слушает сказку о насекомых, можно предложить ему слепить из пластилина того, кто ему понравилс€. ’орошо, если взрослый также принимает участие в лепке, а не просто наблюдает.  огда пластилиновых героев накопитс€ достаточное количество, можно организовать пластилиновый театр, в котором главным кукловодом, управл€ющим когда-то пугающими животными, будет сам ребенок, теперь их совсем не бо€щийс€.

 омментарии

“рекбэков