Аутизм. Диагностика и лечение
К великому сожалению, большинство найденных письменных работ об аутизме похожи друг на друга и пишутся единым сценарием с небольшими вариациями. Публикация обычно начинается объяснением, что же это за болезнь, (видимо, чтобы страшнее было), затем предлагается некая панацея, или не предлагается ничего, просто рекламируется какой-то продукт почти ненавязчивой рекламой. Хотя бывают и обзоры каких либо работ, как правило, не предлагающих никакого решения. Неудивительно, что последнее время каждый год, словно китайский гороскоп, приносит свой «продукт или метод года», и появляется упоминание якобы научности изучения эффективности какого-то вещества или какого- то метода. Причем метода чаще, потому, что это удобно, и с точки зрения эклектики найти и придумать объяснение можно любому методу, даже не объяснимому ни с точки зрения логики, ни с точки зрения здравого смысла. Самое печальное, если создается, рекламируется и «научно объясняется» некий «волшебный» метод. Желающие едут «учиться», получают «сертификат» и начинается пирамида так называемых «сертифицированных специалистов» стремящихся «отбить» вложенные на такую учебу деньги и с очень большой научностью доказывающих волшебство новой касты сертификатодержателей, отстаивающих право на существование этого «особого» метода, забывающих о том, что родителям нужен результат, а не бумага. А рады они будут результату, даже если его окажет бабушка из соседней деревни, если сможет хоть немножечко помочь. Более того, разгадку решения мы нашли не один раз посмотрев и проанализировав фильм « Масло Лоренцо», основанный на реальных событиях, в котором рассказывается о том, как люди не имеющие никакого медицинского образования совершили научное открытие, найдя путь лечения адренолейкодистрофии, что позволило спасти своего ребенка и до сих пор спасающего жизни детей, больных этим тяжелым заболеванием затрагивающем мозг и центральную нервную систему, при этом метод не имеет альтернатив созданных медиками. Это о вопросе компетенции лиц, которые хотят или умеют сделать хоть что-нибудь для облегчения и улучшения состояния особых детей.
С одной стороны любой специалист имеющий диплом, не говоря уже о «научных гениях» или организациях имеет право на свое «ошибочное» мнение. С другой стороны, утверждать, что именно такое «ошибочное» мнение является истиной в последней инстанцией, не имеет право никто по той причине, что границ науки нет. Были и такие времена, когда ученые спорили, на чем стоит наша плоская Земля: на китах или слонах, но круглой от этого она быть не переставала, а 200 лет тому назад за разговоры об электричестве сжигали на кострах, но, тем не менее, электрические явления существовали. Все повторяется. Говорят много. И о проблеме аутизма, и об обмене опытом, и о создании ассоциаций, которые платят деньги за право быть куда-то там приняты (например, в какую-нибудь европейскую ассоциацию). И что, это то настолько престижно или помогает? А самое грустное, что каждый «кулик хвалит свое болото», но море знаний подаренных великим русским фармакологом и токсикологом Николаем Васильевичем Лазаревым, как то — учение о состоянии неспецифически повышенной сопротивляемости организма (СНПС), считается учить невежественным. Хотя это учение является национальным достоянием России и стоит в одном ряду по масштабности с учением об общем адаптационном синдроме Ганса Селье, с учением об адаптационно-трофической функции нервной системы академика Л.А. Орбели. Удивляет то, что очень узким специалистам, работающим с особыми детьми, читать данные работы так же невежественно, как и учение СНСПС.
О проблеме говорят бесплатно, а все остальное имеет четкую основу движения денежных знаков. Когда мы попытались посчитать количество всех известных методик, которые платно преподавались и рекламировались, посчитать количество статей, рассказывающих о чем-либо «помогающем», только тогда стало понятно, сколько стоил родителям таких детей воздух надежды. Это уже не медицина. Это просто огромный бизнес, спекулирующий на продаже таких надежд. Так же никакой критики не выдерживают обремененные знаниями «специалисты» рекомендуя безглютеновую диету «на глаз», ибо такие специалисты «слышали звон да не знают где он», и не имеют никакого понятия о методах клинической лабораторной диагностики, принципах диагностики нарушения проницаемости тонкого кишечника и принципах ведения больных с такими нарушениями.
Несколько слов о клинической лабораторной диагностике. Читая, иногда по несколько часов, толстые как кирпич карточки своих маленьких пациентов, мы с трудом находим всего один — два плохо выполненных анализов крови и мочи за весь период истории болезни, а все остальное обычная симптоматическая помощь с осмотром визуально в течение 2-3 минут. Видимо для таких детей лабораторий не существует, иначе трудно объяснить, почему очень узкие специалисты в узости своего мышления забывают о самом главном — о том, что в дипломе написано слово «врач». А каждый врач просто обязан в борьбе с таким тяжелым, имеющим много причин, заболеванием воспользоваться всеми возможными методами, которая подарила русская медицина человечеству, не выделяя маленькое частное, из огромного целого существующих возможностей. Не имеем мы право выделять один какой то «чудесный» метод, да еще и убеждать в этом родителей. Примером такой ошибки, может быть факт того, что официальная медицина не рекомендует физиотерапевтическое вмешательство при острых состояниях болезни, но после окончания лечения рекомендована именно физиотерапия. Почему тогда считается что методы воздействия электричеством и звуком на измененный мозг необходимы без всякого лечения? Нами зафиксированы ухудшения состояния детей при таких, очень некомпетентных вмешательствах. Мы обязаны пользоваться под зорким оком клинической лабораторной диагностики, нейрофизиологических методов исследования, как, например, РЭГ, ЭЭГ (реоэнцефалография, электроэнцефалография) — фармакотерапией, физиотерапией, диетологией, фитофармакологией, нейродиетологией, и всем арсеналом психологических тренингов необходимым в каждом конкретном случае, в том числе специалистами логопедами-дефектологами, при этом не разделяя их. Очень важно понимать, что с такой болезнью одним методом не справиться! И еще важнее понимать, что стандартов к которым все привыкли, в решении аутизма не будет, ибо каждый больной ребенок индивидуален в своей коварной болезни. Вступив в ВОЗ и примкнув к системе западных ценностей, мы пришли к следствию — разрушили часть российской академической медицины, дав возможность превращения в бизнес отдельных ее отраслей.
Медицина, как ни прискорбно это признавать, давно расписалась в собственном бессилии в работе с такими детьми. Их молчаливо списывают. Выглядит это просто. Наверху проходят симпозиумы и конференции, а внизу такому ребенку уделяется мизер внимания — ведь его же сложно пальпировать, проводить аускультацию и тем более перкуссию. Поэтому чаще всего применим стандарт — сотворить «тихопомешанного» с помощью аминозинподобных препаратов, из «буйнопомешанного», чтобы не мешал и не отвлекал родителей и врачей криками и неадекватным поведением. Ну и, конечно же, дать рекомендацию искать психолога, или с серьезным и очень научным видом рассуждать о коррекционных садиках для детей с нарушением развития, и так же научно подобрать дозу антиконвульсантов при наличии судорог, тиков или эписиндрома. Что, не иначе как, «полетом творческой мысли врача», назвать трудно. К сожалению, подавляющее большинство больных сталкивается именно с таким отношением только по той причине, что врачей-психоневрологов катастрофически не хватает. Далеко ходить не надо, и посетив психоневрологический диспансер можно понять что на « передовой», на город в полмиллиона человек работает три-четыре доктора. Итог плачевен. Неврологи не понимают принципов ведения таких больных, а психоневрологов просто нет. Поэтому и существует принцип « с глаз долой, из сердца прочь», с направлением к психологу.
Психологи и дефектологи, а надо отдать им должное, с отчаянным героизмом пытаются помогать таким детям кто чем может. Тренинги, такие как ABA, SonRise в некоторых случаях имеют небольшой положительный успех. Сложно хотеть иметь большее, пытаясь приспособить ненормально работающий мозг к окружающей реальности. Даже удивительно, что научились приспосабливать. Такими темпами, психологи скоро научатся учить разговаривать камни, а врачи начнут учиться у психологов творить чудеса. В России на наш взгляд, одним из честных, самоотверженно работающих специалистов, изучающих и объединяющих различные методы, разрабатывающих новые направления тренингов, специалист, который бесплатно делится с коллегами по крупицам, накопленным опытом и действительно имеющего успех в борьбе с этим сложным заболеванием является Игорь Шпицберг, руководитель организации «Наш солнечный мир», город Москва, которая с успехом оказывает профессионально и качественно психологическую реабилитацию. Но «псевдокорифеям» видимо учиться у Игоря Шпицберга тоже не хочется, видимо потому что придётся работать. Ведь проще купить французский Томатис и вуаля — один человек в месяц и 15 000 рублей в кармане. Удобно. А что будет с ребенком, когда насильно перестраивают больной мозг, постоянно подвергающийся токсическим атакам, — это уже к врачу-психоневрологу. Пусть он и мучается с последствиями таких воздействий. Мы не хотим сказать, что метод Томатис или ему подобные плохо. Мы хотим быть услышанными, говоря о необходимости логики и этапности в проведении лечебно-реабилитационного процесса.
А теперь к вопросу, что же мы все-таки наблюдаем, когда сталкиваемся с аутизмом, синдромом Аспергера, синдромом недостаточности внимания с гиперактивностью и другими поведенческими нарушениями, недостатком развития речи и иногда с осложнениями вплоть до ДЦП. У нас, так же как и у многих сталкивающихся с аутизмом, есть свое собственное и возможно ошибочное мнение, которое заключается в следующем — это одна и та же болезнь, проявляемая разными симптомами. Это заболевание растет настолько стремительно (за последние несколько лет более чем на 100 %), что не выдерживает никакой критики генетическая теория в частности аутизма, не говоря о других нарушениях. Честнее сказать о генетической предрасположенности к проницаемости барьерных функций головного мозга.
И эта болезнь, по нашему возможно ошибочному мнению, которая в зависимости от совокупности симптомов и их проявлений называется по разному, имеет в своей основе гиперактивность головного мозга в целом, либо гиперактивность отдельных зон головного мозга, что и обуславливает различную симптоматику. И один из причинных факторов такой гиперактивности — оксидантный (оксидативный) стресс. Профессор, заведующий кафедрой неврологии и нейрохирургии ФУВ РГМУ Федин А.И., еще 10 лет тому назад в замечательной обзорной статье: «Оксидантный стресс и применение антиоксидантов в неврологии» указывал на оксидантный стресс, как на один из важнейших факторов в патогенезе нейродистрофических заболеваний, объясняя причины его возникновения и предлагая медикаментозный путь коррекции. Пожалуй профессор, д.м.н., Федин А.И. ближе всех подошел к разгадке, как причин аутизма, так и его коррекции, но, к сожалению, об этой статье, находящейся в свободном доступе, и в интернете в том числе, прогрессивная часть касты импортных «сертификатодержателей» видимо не слышала и поэтому детям до сих пор не назначаются даже простейшие антиоксиданты, если не считать редких назначений витамина Е, что напоминает анекдот о новом, как о хорошо забытом старом. Но в это же время, в противовес всем публикациям профессора, д.м.н., Федина А.И., у нас стали развивать бездарно провалившийся американский метод хелатной терапии.
Самый эффективный на сегодня путь антиоксидантной защиты головного мозга, запускающий разнонаправленный регуляторный процесс и коррекцию всех нарушений в больном организме, возможный к длительному применению (быстро в данном случае не получается) нашел один из великих русских ученых современности, ведущий научный сотрудник лаборатории нейрофизиологии мышления и сознания академика Н.П.Бехтеревой, НИИ Мозга человека РАН, член-корреспондент РАЕН, д.м.н., Барнаулов О.Д. Горько, что труды и этого великого ученого читались единицами, хотя книги и работы доступны.
Комментарии
Трекбэков
Всего трекбэков 0
Ссылка трекбэка: