RSS лента

Публикации, статьи и комментарии

Борис Лордкипанидзе" "Сертификаты молодоженов могут отпугнуть пары от брака". Первая часть.

Рейтинг: 5.00. Голосов: 2.
[FONT=&amp][FLOATL=left]
[URL="http://radikal.ru/big/da972a730b244623879363204378cf33"][IMG]http://s16.radikal.ru/i191/1607/84/025a0f3eb8eb.jpg[/IMG][/URL]
[/FLOATL][/FONT][FONT=&amp]
[SIZE=2]Борис Лордкипанидзе рассказал, что нужно сделать, чтобы пары были здоровыми ещё до брака.[/SIZE]
[/FONT]
Е. ИВАНЧЕНКО: я Евгения Иванченко. В гостях у нас [B]Борис Лордкипанидзе, акушер-гинеколог, кандидат медицинских наук, международный эксперт по вопросам репродуктивного здоровья на территории Российской Федерации, советник полномочного представителя Совета Федерации по взаимодействию с уполномоченным по правам человека в России и уполномоченным при президенте России по правам ребёнка. [/B]

Борис Анатольевич, здравствуйте.


[URL="http://radikal.ru/big/0e64d90708294c0f96b88c84fe297ea8"][IMG]http://s016.radikal.ru/i334/1607/a4/42f467af61c6.jpg[/IMG][/URL]

Б. ЛОРДКИПАНИДЗЕ: Добрый день.

Е. ИВАНЧЕНКО: Спасибо, что сегодня к нам пришли. Центральная тема эфира – репродуктивное здоровье. Начнём с концепции по охране репродуктивного здоровья, которая рассчитана на период с 2016 по 2025 год. Вспомнили мы о ней совсем недавно, после различных высказываний депутатов Госдумы, которые беспокоятся о репродуктивном здоровье не только всей нации, но и конкретно мужчин. Такие вышли заголовки, что депутаты займутся охраной репродуктивного здоровья мужчин. Они говорят, что начинается сложный период с точки зрения репродукции, так как молодые люди, рождённые в лихие 90-е, когда в нашей стране наблюдалось резкое снижение рождаемости, они вступили в этот период. Во-первых, у них здоровье не самое лучшее, во-вторых, их мало, и нужно что-то делать. Дума думает. Как я понимаю, концепция уже утверждена и сейчас вносятся какие-то поправки.

Б. ЛОРДКИПАНИДЗЕ: Да. Данная инициатива того круглого стола, который состоялся в связи с положением мужчин и тем состоянием здоровья мужчин и стремился внести какие-то дополнения в эту концепцию. Но меня смутило то, как осветила это пресса, что доминирующим фактором там было принятие паспорта репродуктивного здоровья и сертификата молодожёнов. Сложность состоит в том, что репродуктивное здоровье – это составляющая часть здоровья человека, которой нужно заниматься, начиная буквально с рождения. Потому говорить о том, что введение паспортов репродуктивного здоровья и сертификатов молодоженов, как, по крайней мере, это позиционировалось в плане возможности обследоваться непосредственно перед браком, дабы уточнить наличие полноценности репродуктивной функции у мужчины и у женщины. На мой взгляд, это не совсем адекватная мера. Склонен думать, что в определённом проценте случаев это приведёт к тому, что пара не захочет связывать друг друга узами брака.

Е. ИВАНЧЕНКО: Серьёзно? Из-за этих бумажек?

Б. ЛОРДКИПАНИДЗЕ: Представьте ситуацию, что люди любят друг друга. Обычно в жизни как это происходит?

Е. ИВАНЧЕНКО: Быстро?

Б. ЛОРДКИПАНИДЗЕ: Нет, люди влюбляются друг в друга, потом приходят к осознанному решению о вступлении в брак. Дальше, возможно, они сталкиваются с какими-то проблемами, но это вариант житейской нормы. Кто-то сталкивается с психологическими проблемами, кто-то с проблемами со здоровьем, но, если люди любят друг друга, у них есть возможность это обсудить, принять решение относительно вспомогательных репродуктивных технологий, либо просто обследование пройти, может быть, длительное лечение. Всё зависит от того уровня отношений, который людей связывает. При самом крайнем исходе у них всегда есть возможность взять ребёнка из детского дома. Если же мы говорим о том, что мы хотим изменить ситуацию с репродуктивным здоровьем, а не просто констатировать перед свадьбой тот факт и сообщить людям «хотите теперь женитесь, а хотите нет», то это совсем другое. К охране репродуктивного здоровья данная инициатива, к сожалению, не имеет отношения. Я бы сказал, что доминирующим фактором будет являться то, что нам нужно укреплять педиатрическую службу, службу подростковой медицины, то есть всё то, что сопровождает человека на протяжении его жизни. Если мы добьёмся того, что на начальных этапах сможем выявлять те или иные отклонения, корректировать их, то к брачному возрасту и мужчины, и женщины с большой вероятностью будут подходить более здоровыми, более обследованными и с возможностью более полной реализации репродуктивной функции.

Е. ИВАНЧЕНКО: Получается, нам нужна некая карта, которая будет с младенчества вестись, передаваться и потом уже к репродуктивному возрасту человек открывает и смотрит?

Б. ЛОРДКИПАНИДЗЕ: Сегодняшняя система диспансеризации, несколько дискредитирована в силу того, что недостаточно отработана. У нас есть не самая малая проблема – низкая обращаемость самих пациентов, несмотря на то, что эта программа бесплатная, есть возможность прийти, получить сведения о своём здоровье, полноценно обследоваться и так далее. Люди – пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Это касается и женщин. Не идут люди на это обследование, к сожалению. Надо огромную просветительскую работу проводить, чтобы добиться, чтобы люди сами начали заботиться о своём здоровье, потому что функция медицины согласно тем данным, которые существуют, всего лишь 10%, остальное – вопрос, сопряжённый с образом жизни, собственным самоконтролем и обращением на этапе возникновения какого-то дискомфорта, на этапе проявления какого-то заболевания. А у нас идут в больницы, поликлиники только тогда, когда скрючивает окончательно.

Е. ИВАНЧЕНКО: Но это не только к репродуктивному здоровью относится, а вообще ко всей медицине.

Б. ЛОРДКИПАНИДЗЕ: Безусловно. Если мы говорим об этом направлении, то зачем нам нужен дополнительно паспорт, если можно сделать в рамках стандартного обследования?

Е. ИВАНЧЕНКО: Отдельное обследование?

Б. ЛОРДКИПАНИДЗЕ: Да. Иначе получится так: мы можем сделать паспорт сердечно-сосудистой системы, паспорт нервной системы.

Е. ИВАНЧЕНКО: И в этой бюрократии мы и захлебнёмся.

Б. ЛОРДКИПАНИДЗЕ: Разведём немереное количество бумаг. У нас итак сейчас максимально уменьшено время приёма пациента. Если мы ещё заставим врача по каждому из этих направлений заполнять бумаги, то мы придём к полному абсурду. Пациент не станет той доминирующей единицей, ради которой всё это и проводится.

Е. ИВАНЧЕНКО: Вы говорите, что нужно с малого возраста заботиться о репродуктивном здоровье. Насколько у нас в России вообще развита детская гинекология?

Б. ЛОРДКИПАНИДЗЕ: Это не только связано с гинекологией. У нас просто общее состояние здоровья подростков очень плохое. На сегодняшний день проблемы со здоровьем имеют 80% девушек и около 40% юношей.

Е. ИВАНЧЕНКО: Какая-то была прогрессия к ухудшению? Раньше было лучше?

Б. ЛОРДКИПАНИДЗЕ: Раньше было лучше. Кто-то может это одобрить, кто-то не одобрить, но в СССР была медицина, которая занимала достойный уровень, если сравнивать в мировом соотношении. Были программы, профилактические мероприятия и так далее. Соответственно, всё, что происходит после этого, это в той или иной степени наклонная плоскость, тенденции к улучшению, к сожалению, нет. Это связано не только со здравоохранением, деформацией самой системы здравоохранения. К сожалению, мы попали в такие экономические условия, когда финансирование в полном объёме с трудом удаётся сохранять, если говорить о сохранении вообще. Идёт уменьшение, укрупнение учреждений. А на периферии всё трактуется по-своему, там бывают существенные перекосы, от которых страдают пациенты.

Е. ИВАНЧЕНКО: Нас сейчас слушают и сознательные родители. Вести ли ребёнка на какие-то гинекологические обследования. Как часто нужно ходить к врачу?

Б. ЛОРДКИПАНИДЗЕ: Во-первых, каждый родитель должен иметь представление о спектре интересов своего ребёнка. Не будем забывать, что в подростковом возрасте на сегодняшний день распространены, несмотря на законодательный запрет, и спайсы, и алкоголь, и курение и так далее. По возможности нужно воспитывать своих детей в таком ключе, чтобы прерогатива здорового образа жизни являлась для него доминантой, и никоим образом не являлась просто словесным набором чего-то для чего-то, потому что реальная жизнь диктует свои обстоятельства. Мы должны знать, что засилие телевизионной информации, журнальной, те стереотипы, которые связаны с косметологией, социальными сетями, с самопозиционированием, построены в большинстве случаев отнюдь не на чём-то интеллектуальном, а на чём-то более примитивном: на силиконе, ботоксе, стрингах, купальниках в виде бикини, загара, косметики.

Е. ИВАНЧЕНКО: А это всё влияет на репродуктивную функцию?

Б. ЛОРДКИПАНИДЗЕ: Конечно! Чем мне не нравится сегодняшняя ситуация больше всего – интеллектуальная составляющая личности сдвигается на задний план. Если раньше для того, чтобы кем-то стать, ты должен был хорошо учиться, стремиться дополнительно заниматься с педагогами, то всё, что происходит в нашем обществе, демонстрирует, что нужно попасть на телевизионный экран, в телешоу. Потом с большой вероятностью тебя будут снимать, ты будешь получать какие-то гонорары с рекламы, возможно, станешь телеведущим или телеведущей. Для этого, собственно говоря, уже не нужно никакого образования. Честно сказать, когда я присутствую на каких-то телешоу, меня коробит от того, кто сидит рядом со мной. Я считаю, что имею право высказывать какое-то экспертное мнение в вопросах, касающихся моей компетенции, а люди сидят и занимаются болтологией. Не понятно, какое образование, в чём они являются компетентными и так далее. Это всё сводится к тому, чтобы засветиться. Пиар. Наверно это что-то людям приносит, я не знаю.

Е. ИВАНЧЕНКО: Как часто ребёнка нужно показывать гинекологу при условии, что оградили ребёнка от вредных привычек?

Б. ЛОРДКИПАНИДЗЕ: Это вопрос педиатрии, он не столь жёстко подразделён. Вся система здравоохранения у нас сейчас строится на трехуровневой системе обеспечения. Первичное обращение должно быть к педиатру, терапевту. Желательно выбрать специалиста, который является компетентным в этой сфере. А вот в зависимости от того, какие результаты обследования будут получены по результатам первичного обращения, уже такой направляющей стезёй является именно мнение педиатра. Он сам обратит внимание, часто ли ваш ребёнок болеет, требует ли это вмешательства, коррекцию иммунной системы. Например, наличие избыточного веса. Требует ли это контроля на данном этапе? Потому что в процессе становления, перехода от детского к взрослому возрасту, тот же самый избыточный вес может создать предпосылки, что неправильно будет формироваться эндокринная система. Эндокринная система – это одна из тех составляющих, за счёт чего впоследствии мужчина становится мужчиной, выглядит мужественно, а женщина приобретает те женственные черты, которые характеризуют женщину в силу полноценного эндокринного обмена.

Е. ИВАНЧЕНКО: Нужно вообще следить за состоянием всего здоровья, человек должен сам спрашивать, потому что неизвестно, какой врач, какой специалист. У нас же большая проблема кадровая?

Б. ЛОРДКИПАНИДЗЕ: Мы должны понимать, что представление о здравоохранении и медицине обывателя, то есть человека без медицинского образования, обращает внимание на несущественные вещи. Мать скорее насторожит температура 37,2, нежели то, что её ребёнок весит на 10-15 кг больше нормы. В обществе это не вызывает порицания, что надо отвести ребёнка к врачу и понаблюдать за его здоровьем. Здесь очень много нюансов. Родители должны следить. Чаще всего в районной поликлинике проводятся дни здоровья, профилактические программы и прочее. Родители просто должны быть в контакте с детской поликлиникой.

Е. ИВАНЧЕНКО: Давайте перейдём к репродуктивному возрасту. Вот мужчина и женщина первый раз готовятся стать родителями, планируют ребёнка. Когда они должны начать эту подготовку, и в чём она заключается?

Б. ЛОРДКИПАНИДЗЕ: Встретились вы друг с другом. Что вы должны знать? В первую очередь, чаще всего люди очарованы друг другом и не задумываются о серьёзных последствиях. Об этом начинают задумываться люди по прошествии энного интервала времени, когда половая жизнь без использования средств контрацепции не приводит к желаемым результатам. В идеале, конечно, люди об этом должны задуматься немножко раньше и сдать хотя бы элементарные анализы. Мужчина должен сдать спермограмму, оценить показатели подвижности.

Е. ИВАНЧЕНКО: Это уролог у мужчин?

Б. ЛОРДКИПАНИДЗЕ: Уролог, да. Сейчас, кстати, на этом круглом столе в Государственной Думе была озвучена очень хорошая идея придать официальный статус понятию врач-андролог, потому что это подразделение урологии, которое как раз занимается вопросами репродуктивного здоровья. Оно гораздо ближе к этой тематике, нежели урология. Урология охватывает всю сферу мочеполовой системы, включая почки, что напрямую не имеет отношения непосредственно к мужскому здоровью, скажем так.

Е. ИВАНЧЕНКО: Спермограмму мужчина сдал. Что ещё?

Б. ЛОРДКИПАНИДЗЕ: Женщина ещё на предварительном этапе, будучи ещё подростком, должна сама следить за собой в плане регулярности менструального цикла. Пренебрежительное отношение девушки к своему здоровью: ну приходят они раз в три месяца и приходят, ну не было их 4 месяца – ничего страшного. На самом деле это всё является теми предпосылками, посредством которых организм сообщает, что у него не всё в порядке. Это повод для обращения к гинекологу, гинекологу-эндокринологу на раннем этапе. Бывают, конечно, случаи, когда визуально это ничем не проявляется, но по результатам обследования люди сталкиваются с теми или иными проблемами. Мы должны понимать, что на раннем этапе, к сожалению, происходит большой разрыв между началом половой жизни и моментом вступления в брак. Этот интервал у подростков, как правило, сопровождается наличием половой жизни, причём не с одним половым партнёром.

Е. ИВАНЧЕНКО: И инфекции какие-то.

Б. ЛОРДКИПАНИДЗЕ: С высоким риском они подвержены инфицированию. Эти инфекционные процессы при самолечении, либо при не столь выраженной клинической симптоматике хронизируются, когда девушка или парень не обращаются. Хроническое заболевание плохо тем, что эта острая клиническая симптоматика, которая сопровождает первичное инфицирование, со временем сглаживается, исчезает и может не так выражено проявлять себя. Когда она себя не проявляет – это не значит, что она погибла, это говорит о том, что она в виде вялотекущего процесса всё равно продолжает своё грязное дело и повреждает те сферы и органы, через которые она проникла, через которые она распространяется. У женщин, соответственно, это шейка матки, матка, яичники, что сопровождается воспалительными процессами эндометрия, заболеваниями яичников, сальпингоофоритами и так далее. У мужчин поражается простата, семявыводящие протоки вплоть до яичек.

Е. ИВАНЧЕНКО: Если мы вылечили все хронические заболевания, с детства вроде как наблюдались, тоже ничего такого не было выявлено, как мы должны готовиться с точки зрения вредных привычек? За какой промежуток времени до зачатия мы должны это всё бросить? Курение, вредная еда, может быть, спорт серьёзный, хотя это не вредная привычка, но тоже влияет.

Б. ЛОРДКИПАНИДЗЕ: Я бы сказал, что у мужчин это несколько проще, потому что процесс самообновления семенной жидкости составляет в среднем 76-79 дней – в районе трех месяцев. Мужчина, если он не хронический алкоголик, за период употребления всех этих препаратов, я имею в виду профессиональный спорт – допинги, гормоны и так далее, он в течение трех месяцев, если не злоупотребляет, то восстанавливается, и организм начинает вырабатывать более здоровые сперматозоиды. Что касается женщин, то здесь есть некоторая проблема, потому что у женщин нет системы самообновления. Она уже рождается с энным количеством яйцеклеток, которые по мере её жизни уменьшаются. Всё, что употребляла девушка, будь то наркотики, алкоголь, какие-либо токсины – всё это опосредовано влияет и на находящиеся в организме яйцеклетки. Как например, если человек курит, это откладывается в его лёгких.

Е. ИВАНЧЕНКО: Это может записаться на какую-то из них?

Б. ЛОРДКИПАНИДЗЕ: Не записаться. Это действует токсически на всё. Я говорю, сперматозоиды выходят, на их месте появляются новые, а у девушки эти яйцеклетки с момента рождения. Все негативные факторы окружающей среды, питания, токсинов, всё, что поступает в её организм, накладывает негативное влияние на яйцеклетки.

Е. ИВАНЧЕНКО: Потом вылечить это невозможно?

Б. ЛОРДКИПАНИДЗЕ: Смотря какой уровень влияния и какая сопротивляемость организма. Кому-то и бутылка водки нипочём, а кто-то от 100 грамм теряет рассудок.

Е. ИВАНЧЕНКО: А врачи могут проверить, в каком состоянии яйцеклетки у женщины?

Б. ЛОРДКИПАНИДЗЕ: Яйцеклетки проверить невозможно, если это не вспомогательные репродуктивные технологии, если мы не извлекаем их и не исследуем в лабораторных условиях. Есть определённый набор стандартных критериев обследования на инфекционную составляющую: мазки, посевы на инфекции, передающиеся половым путём – те анализы, которые включены в стандартный набор. Оценка гормонального профиля, то есть исследование гормонов. При необходимости более сложные обследования, как лапароскопия, оценка проходимости маточных труб теми или иными методами.

Е. ИВАНЧЕНКО: Но это по показателям.

Б. ЛОРДКИПАНИДЗЕ: Тогда, когда идёт целенаправленный поиск причины, почему не наступает беременность.

Е. ИВАНЧЕНКО: Давайте вернёмся к вредным привычкам. Если женщина курит и иногда пьёт, ей от этих вредных привычек за какой промежуток до зачатия нужно избавиться?

Б. ЛОРДКИПАНИДЗЕ: Чем раньше, тем лучше. Я вообще не сторонник. У нас, к сожалению, момент эмансипации женщины отражается в том, что они максимально хотят походить по своим правам и свободам на мужчин. Почему-то это проявляется в первую очередь в том свободном, раскованном поведении, которое позволяют себе мужчины. С чем ассоциируются мужчины? Алкоголь, сигарета, сигара, клуб, девочки, сауна, множество любовниц и так далее. К сожалению, этому же стереотипу пытается следовать и лучшая половина человечества – женщины. Но нужно всегда помнить, что женщина – это не мужчина, у них совершенно разное биологическое предназначение. Если мужчина природой создан как самец, который на энное количество самок в дикой природе один, то у женщин совершенно по-другому.

Е. ИВАНЧЕНКО: Давайте подключим слушателей.

Здравствуйте. Ваш вопрос?

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Благодарю за эфир. Я работаю в системе школьного питания. Раньше для детей было специальное школьное питание. Сейчас владелец этой фирмы закупает подешевле, продаёт подороже. Как наладить всё это хозяйство? Генофонд после такого питания будет гнилой.

Е. ИВАНЧЕНКО: Спасибо. Влияет ли питание в детском возрасте на репродуктивную систему?

Б. ЛОРДКИПАНИДЗЕ: Да, безусловно. Я абсолютно согласен со звонившим по поводу того, что раньше система детского питания и вообще детство гораздо жёстче контролировалось, чем сейчас. Сейчас это какие-то аутсорсинги, сторонние фирмы. Как делают? Из чего делают? Знаете, вопрос даже не в жёсткости контроля, хотя это, безусловно, имеет ключевое значение, когда мы говорим о детях и подростках. Я бы сказал, что у нас вообще проблема на сегодняшний день. Огромное количество генномодифицированных продуктов, по которым нет на сегодняшний день аналитической базы. Люди – не мушки-дрозофилы, которые за короткий интервал дают 20 поколений, на которых можно посмотреть генетические мутации. Не знаю, удачный пример или нет, но есть люди, которые лоббируют введение фуражного зерна для изготовления хлеба. На самом деле хороший хлеб получается из зерна третьей категории. Сейчас уже используется зерно четвёртой категории и ещё позиционируется, что «давайте ещё что-нибудь». Есть зерно, из которого вообще не получается хлеб, если не использовать какие-то современные химические технологии и не добавлять туда то, что в последующем один бог знает, как это всё отразится не только на репродуктивной, но и на здоровье в целом.

Комментарии

Оставить комментарий Оставить комментарий