RSS лента

Лечении в Германии, Израиле, Англии, Австрии, Швейцарии, Франции, США...

Вернуть возможность снова говорить

Оценить эту запись
К сожалению, от этого не застрахован никто и практически любой из нас может однажды сказать: «У моего близкого случился инсульт». А дальше – как повезет. Иногда последствия кровоизлияния в мозг оказываются незначительными и проходят почти бесследно, но чаще пациенту и его семье приходится долгие годы восстанавливать то, что было утрачено в считанные секунды.

А утрачено оказывается, по сути, самое основное – возможность полноценной жизни в обществе, возможность двигаться и общаться, узнавать любимые лица и запоминать текущие события.

Наверное самыми частыми последствиями нарушений мозгового кровообращения, травм, опухолей головного мозга являются расстройства речи, которые специалисты называют красивым словом афазИя. Они обычно сочетаются с не менее благозвучными агнозиями (расстройства восприятия), апраксиями (расстройства целенаправленных движений и действий) и другими сложными нарушениями корковых функций (счет, письмо и чтение, узнавание лиц и прочее). Насколько глубокими будут эти расстройства зависит от индивидуальных особенностей головного мозга, от того, на каком его случилось повреждение, от состояния больного до болезни.

Самое важное, на взгляд специалистов, начать реабилитационные мероприятия как можно раньше, желательно еще в первые дни после случившегося заболевания. И мероприятия эти должны быть разносторонними, чтобы включить в активную работу все пораженные и сохранные участки головного мозга.
Все методы, направленные на преодоление основного дефекта, имеют своей конечной целью восстановление речи как целостной высшей психической функции.

Каждый выбранный метод всегда преследует две задачи: преодоление конкретного дефекта (например, нарушения понимания речи) и вторичное воздействие на восстановление речи как целостной системы.

Этот подход является общим для восстановления речи при разных формах афазии, он проходит основной нитью через все коррекционно-восстановительное обучение.
Обязательно следует отметить, что после органического повреждения функция речи восстанавливается в глубоко измененном виде. Она реализуется иным, чем раньше способом, и часто на основе других функциональных структур. Полной автоматизации восстанавливающейся функции при этом почти никогда не удается достичь.

Обходные методы с их адаптивно-приспособительной компенсаторной природой сводятся к тому, что функция, ранее реализовывавшаяся на основе одних анализаторов (скажем, слуховых), при их дефектности переводится на иные пути, начинает реализовываться с вовлечением других, раньше не игравших ведущей роли анализаторных механизмов (например, оптических, тактильных).

Предупреждающий метод восстановительного обучения тоже оказывается весьма эффективным. Применение этого метода позволяет, например, предупредить развитие у больных аграмматизма типа «телеграфного стиля», трудно преодолеваемого с помощью обычных методов восстановительного обучения. Сущность этого метода сводится к тому, что логопед направляет процесс восстановления грамматического строя речи больного с моторной афазией еще до того, как оформился аграмматизм, то есть с первого этапа восстановительной работы на возможно более раннем сроке после мозгового поражения.

Следовательно, при таком подходе работа над функцией речи, которая восстанавливается в более позднем периоде, перемещается на начало восстановительного обучения.
Предвидение будущего в закономерностях восстановления речи при афазии оказывается зачастую чрезвычайно важным.
Остановиться же мне хотелось бы на прямом методе, скорее относящемся к органическому типу компенсации – на методе стимуляции.



Этот метод восстановительной терапии непосредственно направлен на восстановление нарушенных функций. Работа ведется в основном при пассивном участии больных в процессе обучения. Им не разъясняется, над какими сторонами речи ведется работа, зачем используются в процессе занятия пение, устные инструкции, каким грамматическим категориям уделяется большее или меньшее внимание

Содержание стимулирующего метода также разнообразно. В него включается все, что содействует растормаживанию и, следовательно, он особенно важен в первый период после мозгового поражения. Помимо классических методов растормаживания речи посредством пения песен, договаривания пословиц и поговорок, произнесением автоматизированных речевых рядов, заканчивания фраз с жестким контекстом, в логопедической практике применяются невербальные методики: знаково-символическая система разных видов. Это облегчает переход от безречевого состояния человека к общению, делая момент включения в речь более динамичным.

Классические методы растормаживания речи не в полной мере учитывают возможности восстановления структуры фразы, в то время как фишки и пиктограммы рассчитаны именно на это. Этим создаются предпосылки для преодоления дефектов письменной речи, предупреждается аграмматизм типа «телеграфного стиля» речи. С помощью фишек, указывающих на количественный состав фразы, схема ее выносится наружу, а больной научается делить фразу на элементы, что помогает ему в преодолении повторений.

На данном этапе больной активно участвует в восстановительном процессе, подбирает слова для высказывания, самостоятельно строит фразу. Когда накоплен достаточно большой активный словарь, больному с помощью пиктограмм удается прочитать и рассказать достаточно большой текст.

Однако, задачи метода выходят за пределы активации только речевого общения, если иметь в виду необходимость поднятия психического тонуса больных, борьбы с аспонтанностью, создания установки на возможность восстановления утраченных функций. Стимуляция в этом смысле важна на всех этапах коррекционно-восстановительной работы, но на первом этапе ее значение особенно велико.

При всех формах афазии, в особенности на первых этапах процесса восстановления, важна также стимуляция речи на слух. Она приучает больных «схватывать» предложения и слова различной длины, сложности и содержания. Сначала от больного требуется только прослушивание, утвердительные и отрицательные ответы. Затем характер ответов расширяется. В целом, это выработка у больного установки на слуховое восприятие речи.

Исследователями установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения и только 20-40% информации передается с помощью вербальных.

Еще большее значение имеет язык жестов для людей, утративших речь.

Многим людям трудно признать, что человек является биологическим существом, частью живой природы. Подобно другим животным, мы подчиняемся биологическим законам, которые контролируют наши действия, реакции, язык тела и жесты.

При восстановительной терапии мы должны использовать то, что заложено биологически в каждом из нас – язык жестов, который, безусловно, приблизит момент выздоровления больного, страдающего афазией.

Главной задачей любого этапа восстановления речи является ее активизация. В реабилитационном центре Лассницхее каждый отдельный прием по-разному используется на индивидуальных и групповых логопедических занятиях, и, соответственно, несет различную смысловую нагрузку.

Таким образом, включая в свою деятельность различные вербальные и невербальные методики, ориентированные на преодоление афазии на ранних этапах коррекционной работы, логопед ускоряет процесс восстановления утраченной речевой функции.
A-8301 Lassnitzhoehe,
Miglitzpromenade 18
Тел.: +43 (0) 664 8844-9346,
+43 (0) 664 8893-4835

http://www.sanlas.at
a.obukhovskaya@sanlas.at

Комментарии

Трекбэков