RSS лента

SANLAS Holding GmbH, лечение в Австрии

Глазами логопеда: нарушения речи у детей после различных поражений мозга

Оценить эту запись
Проблема афазии (распада речи после поражения головного мозга) и восстановления речи все больше привлекает внимание исследователей – логопедов, нейропсихологов, лингвистов и др. Возрастающая актуальность этой области обусловлена тем, что случаи возникновения этого заболевания в последние годы резко возрасли из-за увеличившегося количества черепно-мозговых травм и опухолей головного мозга. Социальная и практическая значимость этой проблемы высока, ведь речь идет о восстановлении полноценной жизнедеятельности маленьких пациентов.

Афазиология насчитывает более чем столетний период своего развития. Основоположником отечественных исследований, А.Р. Лурия, на основе изучения высших психических функций человека, разработана классификация афазий.
Использование этой методики позволяет специалисту не только определить форму афазии, но и составить программу восстановительного обучения, и подобрать приемы восстановления речи, письма и чтения.

Исследования детской афазии представлены в современной литературе лишь в виде описания отдельных случаев, базирующихся на собственном клиническом опыте практикующих логопедов.

Речевые расстройства афазического характера у детей, наряду с некоторыми сходными с афазией у взрослых симптомами, имеют свои специфические особенности. Различные нарушения речи у детей и подростков могут быть диагностированы при поражении и левого, и правого полушария головного мозга. Они носят нестойкий характер и могут быть замечены только в острый период развития травмы головного мозга или во время эпилептического приступа и характеризуются быстрым обратным развитием.

Часто нарушения речи афазического характера при поражении головного мозга в детском возрасте имеют неглубокую степень выраженности. Недостаточность речевой функции иногда обнаруживается только при повторении малознакомых слов или при письме.

Такие особенности афазического дефекта имеют место в случаях с доброкачественными и медленно растущими опухолями и при ранних, и при поздних, то есть проявившихся после 12-летнего возраста, поражениях, когда функциональная специализация мозга считается уже завершенной. В отличие от доброкачественных, злокачественные опухоли и другие быстроразвивающиеся процессы (абсцессы, кровоизлияния и т.п.) проявляются отчетливыми нарушениями речевых функций уже в дошкольном возрасте.

Наиболее ярко недостаточность речевых функций у детей обнаруживается при исследовании слухо-речевой памяти. И у детей, и у взрослых с афазией отмечается повышенная тормозимость следов особенно в условиях смены деятельности, когда последующие по предъявлению группы слов как бы «стирают» следы предыдущих.

Накопленные данные позволяют сделать вывод, что различия в особенностях речевых расстройств афазического характера свидетельствуют о высокой пластичности детского мозга. Ранняя специализация левого полушария по речи маскируется высокой пластичностью детского мозга в «холодном» периоде болезни, когда те или иные нарушения речевой функции можно заметить только при специальном исследовании, да и то лишь в целенаправленных пробах. Но эта специализация отчетливо прослеживается в условиях острой декомпенсации: непосредственно после операций, которые резко нарушают уже адаптированную к поражению систему функционирования. В этом периоде нарушения речи у детей носят такой же характер и достигают той же степени выраженности, которые имеют место при аналогичных поражениях у взрослых больных.

Отличия от взрослых больных с афазией состоят в том, что речевые нарушения в послеоперационном периоде сравнительно быстро (в течение 3-5 недель) регрессируют. Высокая обратимость речевых расстройств характерна не только для ранних, но и для относительно поздних поражений левого полушария, даже у подростков 12-15 лет.
Исследование детей с афазией, у которых органическое заболевание головного мозга произошло в раннем возрасте (до 6-7 лет), а до этого речь развивалась нормально, показало, что ни у кого из обследованных детей не наблюдалось спонтанного восстановления речи. В процессе специального обучения речь формировалась как бы заново, успешность овладения речью определялась условиями и методикой обучения.

Особое внимание следует обратить на сходную клиническую картину нарушений речи и слуха у всех детей. Афазия сочеталась с патологией неречевого слуха, которая проявлялась в непостоянстве реакций на звуки, в быстрой истощаемости этих реакций, в невнимании к звукам. Было обнаружено нарушение речевого слуха: резко затруднено дифференцирование отдельных звуков речи и особенно слов. Афазия во всех случаях была тотальной: дети не понимали и не говорили.

К сожалению часто бывает, что дефект понимания речи родители замечают не сразу. Обычно в начале заболевания окружающим казалось, что ребенок стал невнимательным и непослушным. Потеря речи у многих из обследованных детей происходила постепенно, на протяжении одного-четырех месяцев. Все дети казались интеллектуально полноценными.
Ни у кого из детей не произошло спонтанного восстановления речи. Обучение их в детских садах для глухих, где проводились занятия по развитию слуха, приводило лишь к возможности различать на слух и повторять гласные, узнавать несколько слов путем чтения с губ. Обучение же их в классе для детей с алалией (врожденное недоразвитие речи) резко меняло в положительную сторону скорость и качество формирования речи.

Недостаточность исследований по проблеме возникновения и преодоления афазических расстройств у детей и подростков, отсутствие методической литературы по проблеме обуславливает углубленное изучение и разработку дифференцированной логопедической работы.

Перед логопедами и клиническими психологами реабилитационного центра Лассницхее центральной задачей стоит выявление особенностей проявления афазического дефекта в детском и подростковом возрасте, а также возможность модификации стандартных приемов коррекционно-восстановительной работы, рассчитанной на взрослых пациентов, с учетом выявленных нами особенностей.

Очевидным явлется, что афазия в детском и подростковом возрасте, так же как и у взрослых пациентов, является системным нарушением речевой функции, связанным с органическим поражением головного мозга. В зависимости от локализации мозгового поражения у детей, как у взрослых, выделяются разные нейропсихологические синдромы речевых нарушений (или формы афазии). Степень проявления, выраженность и динамика (в том числе, спонтанная) афазических нарушений находятся в определенной взаимосвязи с этиологией мозгового поражения и с возрастом, в котором произошло нарушение.

Все эти особенности применительны к тому периоду развития ребенка, когда речь уже сформирована, и в той или иной степени упрочена. При этом восстановление или формирование тех сторон речевой функции, которые не получают достаточной зрелости, более замедлены, а направленное воздействие сложнее.

В настоящее время на основе модификации стандартных методов восстановления речи у взрослых больных (опыт работы с которыми в нашем реабилитационном центре измеряется уже четвертым десятком лет) были определены алгоритм и приемы коррекционно-восстановительной работы при афазии у детей и подростков.

A-8301 Lassnitzhoehe,
Miglitzpromenade 18
Тел.: +43 (0) 664 8844-9346,
+43 (0) 664 8893-4835

http://www.sanlas.at
a.obukhovskaya@sanlas.at
Метки: Нет Добавить / редактировать метки
Категории
Без категории

Комментарии

  1. Аватар для nedug104025
    К сожалению, эта тема изучена не всеми врачами досконально( необходимо обращаться только к специалистам узкого профиля, иначе есть вероятность постановки неправильного диагноза
  2. Аватар для nedug102195
    Цитата Сообщение от nedug104025
    К сожалению, эта тема изучена не всеми врачами досконально( необходимо обращаться только к специалистам узкого профиля, иначе есть вероятность постановки неправильного диагноза
    Вероника, здравствуйте! Вы совершенно правы. Особенно в этом случае, когда "взрослый" диагноз выставляется маленькому пациенту или подростку, специалист должен быть соответствующего профиля. Логопеды зачастую выбирают себе одно из двух направлений - "детская" или "взрослая" логопедия. При нарушениях речи, описанных в статье, это должен быть, безусловно, "логопед для взрослых", понимающий все тонкости работы именно с детьми.

Трекбэков