RSS лента

” доктора  антуева

ѕ–ј¬ќ¬џ≈ ј—ѕ≈ “џ Ќј– ќЋќ√»»

ќценить эту запись
[CENTER][B][COLOR=#000000][FONT=Verdana]ѕринципы правового регулировани€ оказани€ медицинской помощи.

[/FONT][/COLOR][/B][FLOATL=left][TABLE="width: 200"]
<tbody>[TR]
[TD][IMG]http://www.kantuev.ru/img/page_img/1001199725.jpg[/IMG][/TD]
[/TR]
</tbody>[/TABLE]
[/FLOATL][LEFT][COLOR=#000000][FONT=Verdana]«начимость правового регулировани€ оказани€ медицинской помощи определ€етс€ следующими обсто€тельствами.

ѕервое: право на охрану здоровь€ Ч одно из важнейших конституционных прав. ќно может быть реализовано только при надлежащем закреплении в отраслевом законодательстве.

¬торое: при оказании медицинской помощи затрагиваютс€ многие права граждан, например право на сохранение врачебной тайны, право на получение информации, необходимой дл€ добровольного информированного согласи€ на медицинское вмешательство. –еализаци€ указанных прав, помимо закреплени€ в федеральном законодательстве, предполагает разработку соответствующих ведомственных нормативных правовых актов.

“ретье: оказание медицинских услуг Ч это огромный рынок, участники которого наход€тс€ в неравных услови€х, поскольку жизнь и здоровье не имеют цены.

ѕридать цивилизованный и как можно более гуманный характер этому рынку удастс€ только с помощью норм права. ¬ случае оказани€ наркологической помощи можно выделить еще одно обсто€тельство. ѕрава и свободы человека и гражданина в –оссийской ‘едерации могут быть ограничены только федеральным законом в строго установленных им (законом) случа€х. Ќаличие наркологического диагноза существенно ограничивает права гражданина:
[/FONT][/COLOR][COLOR=#000000][FONT=Verdana]Х не позвол€ет заниматьс€ определенными видами профессиональной де€тельности и де€тельностью, св€занной с источником повышенной опасности, например управл€ть собственным автомобилем;
[/FONT][/COLOR][COLOR=#000000][FONT=Verdana]Х служит основанием дл€ лишени€ родительских прав;
[/FONT][/COLOR][COLOR=#000000][FONT=Verdana]Х €вл€етс€ медицинским противопоказанием дл€ усыновлени€ ребенка или установлени€ над ним опеки либо попечительства;
[/FONT][/COLOR][COLOR=#000000][FONT=Verdana]Х служит основанием дл€ ограничени€ дееспособности гражданина и установлени€ над ним попечительства, если Ђзлоупотребление спиртными напитками или наркотическими средствамиї приводит к тому, что его семь€ оказываетс€ в т€желом материальном положении.
[/FONT][/COLOR][COLOR=#000000][FONT=Verdana]
«аконодательство –оссийской ‘едерации об охране здоровь€ граждан состоит из соответствующих положений  онституции –‘, федеральных законов, правовых актов исполнительной власти (постановлений ѕравительства –‘, приказов министерств), уставов ( онституций) субъектов ‘едерации, региональных законов и нормативных правовых актов региональных органов исполнительной власти.

Ѕазовым нормативным актом в области медицинского права стали ќсновы законодательства –оссийской ‘едерации об охране здоровь€ (далее ќсновы)- ќсновы закрепили принципы организации охраны здоровь€ граждан; права граждан при оказании медицинской помощи, включа€ положение о добровольности ее оказани€ (правовым основанием дл€ медицинского вмешательства €вл€етс€ добровольное информированное согласие гражданина или его законного представител€).

— учетом особенностей р€да заболеваний, требующих специального правового регулировани€ (прежде всего необходимости недобровольного медицинского вмешательства в цел€х защиты интересов самого больного и других граждан), положени€ ќснов о недобровольном медицинском вмешательстве получили развитие в «аконе –‘ от 2 июл€ 1992 г. є3185-1 Ђќ психиатрической помощи и гаранти€х прав граждан при ее оказанииї (далее «акон о психиатрической помощи), а также в ‘едеральном законе от 30 марта 1999 г. є 52-‘« Ђќ санитарно-эпидемиологическом благополучии населени€ї.
[/FONT][/COLOR][COLOR=#000000][FONT=Verdana]
ƒл€ регулировани€ специфических отношений, возникающих при оказании отдельных видов медицинской помощи, а также при особой социальной значимости заболевани€ оказание медицинской помощи регулируетс€ Ђспециальнымиї законодательными актами, например «аконом –‘ от 22 декабр€ 1992 г. є 4180-1 Ђќ трансплантации органов и (или) тканей человекаї или ‘едеральным законом от 18 июн€ 2001 г. є 77-‘« Ђќ предупреждении распространени€ туберкулеза в –оссийской ‘едерацииї.[/FONT][/COLOR][COLOR=#000000][FONT=Verdana]Ќаркологические заболевани€ имеют чрезвычайную социальную значимость.

—пецифический характер правоотношений, возникающих при оказании наркологической помощи, обусловлен изменени€ми личности и нарушени€ми поведени€, характера человека, что ограничивает способность этих больных осознанно руководить своими поступками при прин€тии решени€ о медицинском вмешательстве.

“акже необходимо учитывать, что больные с наркологическими заболевани€ми могут быть опасны дл€ окружающих вследствие их высокой криминальной активности.[/FONT][/COLOR][COLOR=#000000][FONT=Verdana]ќднако значение адекватного правового регулировани€ оказани€ наркологической помощи недооцениваетс€. ќб этом свидетельствует отсутствие главы о правовом регулировании оказани€ наркологической помощи в фундаментальном учебнике —. √. —теценко Ђћедицинское правої.[/FONT][/COLOR][/LEFT]
[/CENTER]
[FONT=Verdana][COLOR=#000000]
[/COLOR][CENTER][B][COLOR=#800000]2. –егулирование оказани€ наркологической помощи в действующем законодательстве

[/COLOR][/B][/CENTER]
[/FONT][COLOR=#000000][FONT=Verdana]ѕостановлением ¬ерховного —овета –‘ от 22 июл€ 1993 г. є 5494-1 была утверждена Ђ онцепци€ государственной политики по контролю за наркотиками в –оссийской ‘едерацииї. —огласно  онцепции, меропри€ти€ по контролю за наркотиками должны осуществл€тьс€ на основе единой государственной политики. Ћечение и социальна€ реабилитаци€ больных наркоманией рассматривались как одно из основных направлений государственной политики в этом аспекте.

  числу первоочередных задач антинаркотической политики  онцепци€ относила совершенствование медицинских и юридических подходов к раннему вы€влению незаконных потребителей наркотиков, выделение групп населени€ с повышенным риском незаконного потреблени€ наркотиков и дифференцированное проведение в отношении таких лиц предупредительных меропри€тий, а также Ч развитие законодательства, регламентирующего лечение больных наркоманией и социальную реабилитацию наркоманов.  сожалению, большинство положений  онцепции остались нереализованными.

¬место сбалансированного применени€ воспитательных и принудительных мер основной акцент делаетс€ на уголовно-правовые средства противодействи€ незаконному обороту наркотиков. ѕри этом не удел€етс€ должного внимани€ мерам по снижению спроса на психоактивные вещества, профилактике наркотизма и лечению больных. ѕостановлением ѕравительства –оссийской ‘едерации от ] 3 сент€бр€ 2005 г. є 561 утверждена ‘едеральна€ целева€ программа Ђ омплексные меры противодействи€ злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 г.ї.

ѕрограмма предусматривает разработку в период с 2005 по 2009 г. на федеральном и региональном уровн€х нормативной правовой базы наркологической службы, а в 2005 г. Ч разработку правовых, организационно-методических, терапевтических аспектов системы об€зательного лечени€ больных наркоманией. «адача, поставленна€ программой на 2005 г. в части разработки правовых оснований об€зательного лечени€, не была решена.

ќказание наркологической помощи больным наркоманией регламентируетс€ ‘едеральным законом от 8 €нвар€ 1998 г. є 3-‘« Ђќ наркотических средствах и психотропных веществахї. ¬ преамбуле этого «акона указано, что он Ђустанавливает правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействи€ их незаконному обороту в цел€х охраны здоровь€ граждан, государственной и общественной безопасностиї.

“аким образом, предметом правового регулировани€ ‘« Ђќ наркотических средствах и психотропных веществахї €вл€етс€ оборот определенной группы веществ, Ђподлежащих контролю в –оссийской ‘едерации, в соответствии с законодательством –оссийской ‘едерации и международными договорами –оссийской ‘едерацииї.

ќтмеченное обсто€тельство сближает данный «акон с ‘едеральным законом от 22 июн€ 1998 г. є 86-‘« Ђќ лекарственных средствахї, который создает правовую основу де€тельности субъектов обращени€ лекарственных средств и распредел€ет полномочи€ органов исполнительной власти в сфере обращени€ лекарственных средств.

‘« Ђќ наркотических средствах и психотропных веществахї не создает нормативно-правовой базы дл€ оказани€ наркологической помощи. —делать указанный вывод позвол€ют следующие обсто€тельства.
Х ѕредметом правого регулировани€ «акона €вл€етс€ оборот наркотических средств и психотропных веществ, а не оказание медицинской помощи наркологическим больным.
Х ¬не области правового регулировани€ «акона оказались наиболее распространенные виды наркологической патологии Ч алкоголизм и токсикомании.
Х ¬опросам организации наркологической помощи в «аконе уделено недостаточное внимание (6 из 59 статей), поэтому многие важные проблемы лечени€ больных наркоманией и после прин€ти€ «акона остались неурегулированными.
Х ћногие статьи, в которых рассматриваетс€ пор€док оказани€ медицинской помощи больным наркоманией, имеют бланкетный (отсылочный) характер. “ак, п. 5 ст. 44 и ст. 56 «акона устанавливают, что пор€док медицинского освидетельствовани€ лиц, в отношении которых имеютс€ достаточные основани€ полагать, что они больны наркоманией или наход€тс€ в состо€нии наркотического опь€нени€, а также пор€док медицинского наблюдени€ и учета больных наркоманией определ€ютс€ федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранени€.

“ем самым вопросы, непосредственно затрагивающие гражданские права и свободы больных наркоманией, регулируютс€ не «аконом, а решением федерального органа исполнительной власти в области здравоохранени€, что вр€д ли допустимо.Ќе все пон€ти€, используемые в «аконе, достаточно точно и полно определены, что неизбежно затрудн€ет их реализацию. Ќапример, согласно ст. 55 лечение больных наркоманией проводитс€ только в учреждени€х государственной и муниципальной систем здравоохранени€. ƒиагностика наркомании, обследование, консультирование и медико-социальна€ реабилитаци€ наркоманов могут проводитьс€ в лечебно-профилактических учреждени€х независимо от формы собственности.

ќтсутствие законодательного разграничени€ указанных пон€тий €вл€етс€ одной из причин того, что лечением больных наркоманией в насто€щее врем€ занимаетс€ множество физических и юридических лиц, которым «акон не разрешает оказание данного вида медицинской помощи.ќтдельные положени€ ‘« Ђќ наркотических средствах и психотропных веществахї грубо противоречат действующему в насто€щее врем€ и действовавшему ранее законодательству. “ак, п. 3 ст. 54 «акона устанавливает, что больным наркоманией, наход€щимс€ под медицинским наблюдением и продолжающим потребл€ть наркотические средства или психотропные вещества без назначени€ врача либо уклон€ющимс€ от лечени€, по решению суда назначаютс€ принудительные меры медицинского характера.

ќднако по действовавшему ранее уголовному законодательству (п. Ђгї ч. 1 ст. 97 ”  –‘), принудительные меры медицинского характера могут быть применены только к лицам, совершившим преступлени€ и признанным нуждающимис€ в лечении от алкоголизма или наркомании. ‘едеральным законом от 8 декабр€ 2003 г. є 162-‘« норма о принудительном лечении алкоголизма и наркомании осужденных была из ”головного кодекса исключена, а принудительное лечение заменено об€зательным лечением осужденных, отбывающих наказание в виде лишени€ свободы.[/FONT][/COLOR]

[URL="http://www.kantuev.ru/pravovyeaspektynarkologii/"]„итать продолжение статьи...[/URL]

ќбновлено 05.02.2014 в 14:09 [ARG:5 UNDEFINED]

ћетки: Ќет ƒобавить / редактировать метки
 атегории
Ѕез категории

 омментарии