RSS лента

Публикации, статьи и комментарии

Борис Лордкипанидзе: Врач - это не шахтер. Правда.ру

Рейтинг: 5.00. Голосов: 11.
[TABLE="width: 200"]
[TR]
[TD="align: center"]
[LEFT][B][SIZE=4]Борис Лордкипанидзе: Врач,Пациент,Здоровье.
[/SIZE][/B][/LEFT]

[IMG]http://pravda-team.ru/pravda/image/article/3/5/3/285353.jpeg[/IMG]
[/TD]
[/TR]
[/TABLE]
[B]
Бесплатной медицины не должно быть. И забота о здоровье — прежде всего это обязанность самого человека. И необходимо, чтобы каждый, кто закуривает первую сигарету, знал, что через 20 лет он дорого заплатит, чтобы его вылечили. Так считает гость "Правды.Ру" Борис Лордкипанидзе, акушер-гинеколог, кандидат медицинских наук, международный эксперт по вопросам репродуктивного здоровья на территории РФ.[/B]

Поводом встретиться с Борисом Лордкипанидзе стало желание разобраться в конфликте, который осветили практически все средства массовой информации. Врач-анестезиолог ударил в реанимации больного. Но в эмоциональном порыве обсуждения и осуждения в СМИ не была затронута главная тема — позиция врача в обществе.

Разговор вышел за рамки анализа одного частного конфликта и коснулся медицины в целом.
[I][B]
— Недавно в кардиологическом центре произошел инцидент: в реанимации доктор поднял руку на больного. Об этом случае много писали. Как можно оценить поступок доктора? Это проявление болезненного, психического состояния или результат усталости, переработки? Можно ли такое поведение оправдать?[/B][/I]

Ситуация, которая произошла в одном из кардиологических центров, когда врач в реанимации избил пациента, конечно же, вызывает шок. И не только у обывателя, но и у любого медицинского работника. Но, на мой взгляд, сейчас в средствах массовой информации эта тема поднимается несколько односторонне — осуждают врача. Я не отрицаю, что этот человек виноват и ему не место в медицине, но мне хотелось бы взглянуть на проблему несколько глубже.

Что является предпосылкой для подобного поведения? Если рассматривать возможные существующие версии, можно теоретически предположить, что в больницу пробрался маньяк, который в течение долгих лет занимался избиением пациентов в реанимации.

Просто совпало так, что это новый кардиологический центр, в котором в реанимации стояли видеокамеры, и все злодеяния наконец-то выплыли на свет божий. Но посмотрим на эту проблему под несколько другим углом. Наше общество видит в врачах элитную часть населения, которая наделена определенными полномочиями.

Но наделение полномочиями подразумевает под собой определенную статусность, что сопряжено, в том числе, с нормированным графиком работы, с адекватной оплатой, с созданием определенных условий, которые не соответствуют понятию аврал.

А у нас в здравоохранении, на мой взгляд, вся система работает в авральном режиме. Проблема в том, что в новых, оборудованных новейшей аппаратурой перинатальных, кардиологических и других медицинских центрах некому работать. Низкие зарплаты, низкий уровень управленческих кадров — все это не создает предпосылок, которые бы способствовали тому, чтобы здравоохранение развивалось, улучшая качество и повышая доступность для пациентов. [CENTER]
[/CENTER]
Есть и другая проблема, если продолжить анализ случившегося в анестезиологии. Мы должны понимать, что если шахтер, отработавший две смены в забое, придет домой и поспит, это позволит ему спуститься и работать с новыми силами. Отдохнут мышцы, отдохнут легкие от перегрузок и так далее.

Но мы должны понимать, что врач, хирург, анестезиолог, специалист, который постоянно ответственен за человеческую жизнь и всегда находится в стрессовой ситуации. Это выделяет врачей в особую категорию людей. И нельзя только с обвинительной позиции смотреть на все, что происходит сейчас в больницах.

Да, недостаточно медикаментов, это касается здравоохранения, непосредственно его организационного аспекта, но люди работают для того, чтобы выжить и адекватно содержать свою семью на какой-то определенной финансовой планке.

Работают в две-три смены, на двух с половиной ставках, так далее. Это усложняет, естественно, психологическую атмосферу на работе и отношения с пациентом.

Что касается таких же сложных направлений, каковыми является хирургия, акушерство и гинекология, реанимация, в первую очередь, — специальности, которые не сопряжены с оказанием терапевтической помощи, мы должны понимать, что хирургическое вмешательство, реанимация, спасение человеческой жизни — это все накладывает определенный отпечаток и на самого врача. Если в США после того, как полицейский участвовал в какой-то операции и выстрелил в человека, он проходит психологическую реабилитацию.

Для этого создана специальная служба при полиции. Врачей, оперативно вмешивающихся в жизнедеятельность живого организма, вполне можно сравнить с такими полицейскими по степени стресса. И я допускаю, как версию, что врач, который в реанимации в данной ситуации сорвался, просто устал, его психика перешагнула определенную красную планку, где за ширмой осталось понятие "клятва Гиппократа", понятие "забота о пациенте", понятие внимательности и понятие вообще врачебного долга. Конечно, это не снимает с него ответственности. Но это и нас заставляет обернуться и посмотреть, какие же предпосылки у подобной истории.

Данное развитие событий в клинике показывает нам, что не все так гладко не только с обеспечением самой системы здравоохранения, но и с психологическим статусом, с психологическим состоянием работающих в любой из больниц специалистов. Повторю, врач — это тяжелая, ответственная работа, и не надо забывать, что она не так высоко оплачивается, и проблема в том, что человеку приходится думать не только о пациенте, но и о собственной семье, о детях и о своих бытовых проблемах.

Следует создать такую форму управления в клиниках, которая позволит врачам работать по четкой схеме. Возможно, следует ввести в систему психологическую службу, которая в случае перегрузки на определенный интервал времени переводит врача, например, в сферу несколько иной деятельности.
[B][I]
— Но, так или иначе, факт есть: в реанимации избит беззащитный человек…[/I][/B]

— Давайте попробуем систематизировать наш анализ этой ситуации. Первое, о чем мы уже говорили, это загруженность врачей, их ненормированный труд. Второе, и немаловажное. Давайте оценим подготовку медицинских кадров, ее адекватность. Я беру на себя большую ответственность и фактически иду против системы.

Меня вообще больше в здравоохранение не возьмут, клянусь, мне придется, как Навальному, куда-то бежать. Смотрите, на самом деле, это самая большая проблема. Раньше в медицинский институт поступить было очень сложно. В Грузии, например, конкурс был больше, чем тогда в Москве в МГИМО. Что происходит сейчас? Введена система платного обучения в вузы.

Следовательно, институты заинтересованы в платных студентах. Создали такую систему финансирования, при которой государство часть финансирования с себя снимает, отпустив учебные заведения на частичное самообеспечение. То есть, если раньше было 100 мест и эти 100 мест бесплатные, и в качестве исключения, если не набрали полбалла, добавочные 10 платных мест. То сегодня у нас 20 бесплатных мест, например, и 180 платных.

Вуз находится на самообеспечении, и теперь попробуйте не принять платных студентов. Связь очевидна: чем больше примут платных, тем лучше, потому что в вуз придут деньги. Соответственно, нет такого отбора претендентов и нет такого проходного балла, какой был раньше. Далее.

Система отсеивания самому вузу невыгодна. Понятно почему, человек платит предположим, 5 тысяч долларов в год на протяжении шести лет учебы. А теперь представьте, что его отчисляют на втором курсе. А таких "горе-студентов", которые заслуживают отчисления, из 180 человек будет 100. Сколько институт на этом потеряет? Конечно, их дотягивают.

В конечном счете, следующее поколение врачей, я гарантирую, будет безумно отличаться от тех врачей, которых выпускала система раньше. И, увы, в худшую сторону. Третий аспект. Больше половины выпускников медицинских институтов не идет в систему здравоохранения, просто получают диплом "я врач". Но и те, кто идут, с чем они сталкиваются? С определенными внутрибольничными законами.

Входишь туда, как Данко с горящим сердцем, что-то стараешься изменить, в конечном счете тебя просто выкидывают из этой больницы, и на твое сердце кто-нибудь наступит, этим закончится.
[B][I]
— Так что же делать? Ждать, пока система решит сама себя изменить? Или надеяться на клятву Гиппократа, которую еще никто не отменял?[/I][/B]

— А кто такой Гиппократ? Гиппократ был обеспеченным врачевателем. Нигде в клятве Гиппократа не сказано о бесплатной медицине, и сам он никогда не оказывал бесплатную медицинскую помощь. То, что сейчас произносится, это клятва советского, сейчас российского врача. Но первоначально она просто звучала совершенно по-другому, эмоциональный окрас был другим. Советский менталитет тогда делал из врача Человека, ну, не только из врача, из советского человека личность с особыми, благородными качествами.

На этой возвышенной волне в советской стране многое было достигнуто и создано. Если бы не этот энтузиазм, мы бы не выиграли Великую Отечественную, не было бы городов-миллионников, космичесих стартов, всеобщей и не самой плохой общедоступной медицины.

Так было устроено, что врач — это самоотдача. Но общество меняется, а система здравоохранения очень трудно подстраивается и перестраивается. Я сам не только врач-гинеколог, венеролог, я — управленец, организатор здравоохранения. Я понимаю систему организации здравоохранения: построение медицинских учреждений, законодательство в области управления здравоохранением и так далее.

Поэтому высказываю свое мнение, как практикующий врач и как управленец. Медицина в современных условиях по определению не должна быть бесплатной. Она и при СССР не была бесплатной, просто тогда платили не из собственного кармана, а из общественных фондов потребления, которые формировались из налоговых отчислений всех граждан.

А бесплатная медицина — это та психология, которая существует у нас сейчас в обществе, что врач должен лечить, невзирая на деньги, но на самом деле никто никому ничего не должен, и это факт.

У нас отношение к здоровью, как к чему-то само собой разумеющемуся, о чем позаботится государство. На самом деле здоровье — это составляющая качества жизни и составляющая образа жизни человека. Если мы будем говорить о том, что человек, не заботясь о своем уровне жизни, о своем качестве жизни, курит, пьет, употребляет наркотики, то, в конечном счете, следует сказать, что он сам ответственен за свое здоровье.

Ты угробил собственное здоровье, а врач со своей мизерной зарплатой теперь должен трудиться, чтобы исправить твои грехи? Несправедливо, мягко говоря. Естественно, старики, дети должны быть в особой категории, как люди, которые не могут взять на себя в полном объеме финансовую ответственность.

Но работоспособная категория населения безусловно, должна быть ответственна за свое здоровье, в том числе и деньгами. Приведу пример: когда ты поцарапал машину, ты думаешь, надо было КАСКО сделать, надо было серьезнее заботиться о своем имуществе, чтобы впоследствии меньше платить… Но и здоровье — твое личное невозобновляемое имущество.

О здоровье ты должен ни меньше думать, чем о машине. Ты купил пачку сигарет, задумайся, выкурить или не выкурить, потому что завтра у тебя будет инфаркт или через 20 лет, ты окажешься в больнице, и тебе выставят вот огромный счет на оплату услуг. Может, лучше сейчас выбросить сигарету. Вот вся психология, вся система здравоохранения. Вся политика государства в системе здравоохранения должна быть направлена на смену менталитета народа.
[B]
Читайте самое интересное в рубрике [/B][B]"Общество"[/B]
[B]Редакция рубрики "Общество"[/B]

Комментарии

  1. Аватар для nedug_user_43761
    Качество выпускаемых специалистов, бесспорно, оставляет желать лучшего. Потому что получить диплом врача не значит этим врачом стать.

    Однако троечники, как и отличники, есть везде. Достаточно молодые медики, не относящиеся к старой школе, могут проявлять себя как хорошие специалисты. Этого не отнять, не всё так пессимистично.

    Поголовная платная медицина тоже не панацея, она дела не спасёт, не вытащит из болота. Потому как деньги, заплаченные пациентом, пойдут не врачам, которые его лечили, а уйдут в пустоту. В небытие. Осядут где-нибудь в укромном тёмном месте, врачу же за труд они точно не достанутся. Потому (между нами, девочками) мне, положим, больше греет своему врачу деньги потихоньку и от души подарить.

    Проблемный элемент состоит также и в том, что врачи и сфера их деятельности излишне идеализирована. "Ах, они такие все рыцари на белых конях, без страха и упрёка"! А они не рыцари, они просто люди. Причём вдовесок с огромной психологической нагрузкой, которая никем не осознаётся и не оценивается.

    Агрессия в медицине - это довольно мутная тема, труднодоказуемая, как та же самая акушерская агрессия. Пожалуй, и самая замалчиваемая тема. Факт в том, что агрессия этого вида имеет место быть (увы).
    К тому же есть просто врачи-садисты, выбирающие данную профессию не из великого человеколюбия.

    Что касаемо данного прецендента в больнице, то не всё так однозначно. Да, врач не выспался. Да, устал. Но так получилось, что эта замалчиваемая тема агрессии всплыла наружу вследствие обнаружения вещественного доказательства - видеозаписи, на основании которой сейчас над этим врачом производят публичную показательную порку. И в данном случае речь идёт об обсуждении и осуждении именно этого врача, а не всего сообщества Гиппократа в целом. Не стоит по одной особи судить о качестве целого вида.
    Обновлено 09.08.2013 в 14:39 [ARG:5 UNDEFINED]
Оставить комментарий Оставить комментарий