RSS лента

Медицинский центр "Нормальное дыхание"

«Лечимся играючи»: уникальная лечебно-оздоровительная программа нормализации дыхания для детей 3-6 и 7-10 лет.

Оценить эту запись
Дошкольный и ранний школьный возраст – очень важный этап в жизни ребёнка. Организм непрерывно развивается. Период от 3 до 10 лет характеризуется не только интенсивным ростом всех внутренних органов, но и совершенствованием их функции. Этот возраст наиболее уязвим для респираторных заболеваний, что связано с возрастной слабостью защитных систем организма. В этом возрасте затруднена диагностика и реабилитация.

Значение функции дыхания для организма

На обмен веществ влияет нормальное соотношение газов – O2 и CO2 (кислорода и углекислого газа) в организме, поэтому дыхание является одним из чувствительных индикаторов жизнедеятельности человека и обеспечивает оптимальную работу отдельных органов и систем.

Для нормального развития организма важно достаточное поступление кислорода из крови в ткани, а это возможно лишь при оптимальной концентрации углекислого газа, т. к. именно углекислый газ является регулятором поступления кислорода в клетки. С функцией дыхания связаны такие жизненно важные процессы и функции как речь, движение, кровообращение, терморегуляция, обменные процессы в тканях, состояние нервной, иммунной систем, биологические ритмы организма. Особое значение функции дыхания проявляется и в том, что дыхание – единственная физиологическая, вегетативная функция, доступная для произвольной регуляции уже с 3-4-х летнего возраста.

Что такое нормальное дыхание? Это дыхание, когда ваш ребёнок дышит только носом. Здесь воздух очищается, согревается, увлажняется, т.е становится таким, каким он нужен организму. Дыхание не видно на глаз и не слышно ухом.

Что происходит при нарушении функции дыхания у детей

От того, насколько правильно дышит ребёнок, во многом зависит его физическое и интеллектуальное развитие. К сожалению, родители не всегда обращают внимание на нарушение функции дыхания ребёнка.

Но когда внимательная мама замечает, что малыш постоянно или временно держит рот открытым (поднимаясь по лестнице, занимаясь, какими-то своими делами или спит с открытым ртом), когда дыхание становится шумным, следовательно, оно отклонилось от нормы. А это, в свою очередь, отражается на состоянии всего организма. У ребёнка изменяется голос, нарушается речь, ребёнок начинает гнусавить, ему становится труднее пережёвывать пищу, пропадает аппетит, он становится раздражительным, плаксивым.

В результате у него снижается иммунитет, появляются самые, на первый взгляд, разные заболевания: частые простуды, риниты, аденоидиты, бронхиты, реализуется риск наследственной предрасположенности и формируются аллергические заболевания. Перед родителями встаёт вопрос: «Что же делать, если ребёнок дышит ртом?»

Необходимо привести функцию дыхания в норму, сформировать у ребёнка стойкий навык носового дыхания. Для этого нужно обратиться к врачу специалисту, определить программу восстановительного лечения, набраться терпения и настойчивости в ее реализации.

Лечение как игра. Игра – как элемент лечения.

Нормальное носовое дыхание должно стать привычным для ребёнка!

При этом невозможно использовать стандартные схемы лечения, ведь каждый организм индивидуален. Родителям всегда хочется найти для ребёнка такое лечение, чтобы оно было эффективным и, конечно, безопасным. Чаще всего, руки тянутся к «спасательной таблетке», хотя зачастую, дети не любят принимать лекарств, боятся уколов. Но если превратить восстановление функции дыхания в увлекательное занятие, в игру, то лечение будет доставлять малышу удовольствие.

Основным видом деятельности у детей дошкольного возраста, является игра, в процессе ее они овладевают основными движениями, элементарными действиями, приучаются к определённым отношениям в коллективе. Поэтому в нашем центре лечение малышей проводится в игровой форме.

Задача врача – заинтересовать ребёнка, вызвать желание правильно выполнять то или иное движение, контролируя при этом его дыхание. А чтобы ребёнок чувствовал себя максимально комфортно, лечение проводится вместе с родителями.

Подробнее о программе нормализации дыхания у детей 3-7 лет

Продолжительность программ лечения для детей составляет 1,5 - 2 месяца.

Это позволяет избежать возможных ошибок и закрепить полученный результат. Количество посещений определяется лечащим врачом и согласовывается с родителями.
Оптимальным, мы считаем, два посещения своего доктора в неделю.

Шаг за шагом, постепенно, создаём условия для того, чтобы привести функцию дыхания в норму.

Самым маленьким пациентам в дошкольном возрасте, врач даёт образное объяснение того или иного упражнения, учитывая высокую способность малышей к имитации, подражанию. Например, дышим тихо, «как мышка».

В возрасте 7-10 лет, для овладения знаниями и умениями, используется объяснение и показ. Затем, в игре, дети воспроизводят движения, характерные для того или иного образа. Правила игр тесно связаны с сюжетом. Например, «водолазы» прячутся от «опасных морских хищников», «космонавты высаживаются на Луну».

Для того, чтобы лечение не превратилось в рутину, постепенно игры усложняются и становятся всё более разнообразными (применяется на практике принцип - «от простого к сложному»).

В процессе лечения развивается воображение, образное мышление ребёнка, ведь все дети - фантазёры и выдумщики, а фантазия – это источник творчества. Например, сюжет игры предлагает стать водолазом и погрузиться на дно океана в поисках сокровищ или совершить полёт на Луну! Дети с радостью подхватывают интересные для них темы, активно перевоплощаются в предлагаемые образы.
На этом этапе выполняемость рекомендаций врача близка к 100%. А это значит – эффективность лечебных программ очень высока. Таким образом, лечение проводится без принуждения, ребенок сам активно участвует в лечебном процессе. И в этом тоже – отличительная особенность наших программ восстановительного лечения. Приобретённые навыки систематически закрепляются, что способствует их лучшему усвоению.

Как давать нагрузки ребенку

При прохождении маленькими пациентами программы лечения, врач обязательно учитывает анатомо-физиологические особенности детей дошкольного и раннего школьного возраста, поэтому подбираются умеренные по нагрузке и доступные для воспроизведения упражнения.

Длительное стояние или сидение, всегда тяжело переносятся детьми этих возрастных групп.. Поэтому работа с попеременным напряжением и расслаблением мышц, менее утомляет ребёнка по сравнению с той, которая требует статических усилий.

Большое значение для нормального функционирования системы дыхания у детей 3-7 лет, имеет развитие основных движений: ходьбы, бега, прыжков и т.д.

Периодический контроль врача на этапе выполнения нагрузок ребенком обязателен, так как функциональные особенности нервной системы, характеризуются неуравновешенностью нервных процессов, быстрой утомляемостью, неустойчивостью, что должно учитываться лечащим врачом при проведении курсового лечения.

Программа нормализации дыхания - это:

  1. план восстановительного лечения с учётом анатомо-физиологических особенностей детского организма,
  2. этапность в увеличении нагрузки, для индивидуального подбора физической нагрузки в соответствии с функциональным состоянием организма ребёнка,
  3. последовательность при проведении каждого этапа – изменяется содержательная часть от простого к сложному,
  4. доступность – в соответствии с возрастом ребёнка изменяется содержание игровых элементов.


Эффективность программы лечения достигается регулярностью занятий с детьми, когда полученные знания и умения систематически закрепляются и в последующем закрепляются в виде навыка.

Но самое главное, в процессе лечения появляется возможность:


  1. снизить дозу и кратность принимаемых лекарственных препаратов, а от некоторых отказаться полностью;
  2. научиться предупреждать и купировать целый ряд неприятных симптомов с помощью методики нормализации дыхания;
  3. добиться стойкой, длительной ремиссии,
  4. формировать устойчивость к респираторным инфекциям с постепенным повышением уровня защиты от заболеваний;
  5. использовать полученные навыки в различных жизненных ситуациях, при различных физических и психоэмоциональных нагрузках, так как повышается устойчивость организма к стрессу.

Клинический пример

Ребёнок К., 4г., обратился в ЛОЦ «Нормальное дыхание» в августе 2012 года с жалобами на затрудненное носовое дыхание, храп во сне, снижение слуха, повторяющиеся респираторные инфекции.

В ходе обследования (педиатр, лор-врача) установлено, что у ребенка на фоне частых респираторных заболеваний имеет место увеличение аденоидных вегетаций до III ст.

При осмотре – носовое дыхание затруднено, рот открыт. Ребёнок негативно относится к медицинскому персоналу, стеснителен, неохотно вступает в контакт с незнакомыми людьми и сверстниками.

Лечебная тактика в ЛОЦ «Нормальное дыхание».

Учитывая особенности поведения ребёнка, первоначальной задачей было определение правильной тактики ведения по программе нормализации дыхания, с учётом его индивидуальных особенностей. Внимательное отношение лечащего доктора, использование игровых ситуаций, позволило достаточно быстро улучшить эмоциональное состояние малыша и вселить уверенность в его возможности.

Мальчик часто слышал слова одобрения и поддержки, что позволило уже с третьего посещению врача, использовать групповой подход- лечебный сеанс в малой группе ( 2-3 чел.).

После проведённого курса лечения (6 недель), уменьшился отёк слизистой носа, улучшилось носовое дыхание, аденоиды уменьшились до I-II ст.

Дальнейшее динамическое наблюдение в течение 6 месяцев показало отсутствие эпизодов заболевания ОРВИ. Мальчик посещает детский сад, охотно общается с окружающими его детьми, гуляет на улице в любую погоду. Диагностическая видеоэндоскопия подтвердила обратное развитие аденоидных вегетаций – уменьшение аденоидов до I ст.

Филонова Татьяна Владимировна врач-педиатр ЛОЦ "Нормальное дыхание"

Обновлено 19.03.2013 в 14:10 [ARG:5 UNDEFINED]

Метки: Нет Добавить / редактировать метки
Категории
Без категории

Комментарии

Трекбэков