RSS лента

Центр Семейной офтальмологии

Береги глаза смолоду!

Оценить эту запись

Обычно, когда речь заходит о здоровье, как правило, подразумевается, что имеются в виду люди преклонного возраста, ну уж в крайнем случае - пожилые. Если же дело касается молодёжи, то тут самые что ни на есть приоритетные медицинские направления - наркомания, алкогольная зависимость, курево и, конечно же, СПИД. Ну, а уж про "ЭТО" щедро пишут все - и специальные издания, которых стало, пожалуй, больше, чем всех остальных, и все прочие стараются не отставать. И как-то незаметно отошло на второй план осознание того, что кроме совершенно необходимого предмета для того, чтобы совершить "ЭТО", существуют ещё и другие, не менее важные человеческие органы и чувства.
В этой связи невольно вспоминается один, может быть, несколько фривольный, но, пожалуй, достаточно уместный анекдот. В мединституте юной студентке достался билет с вопросом - рассказать об органах любви. Девушка в силу своего разумения бойко отвечает - где расположен, сколько сантиметров, - а пожилой профессор удручённо кивает головой: "Вот ведь как... А в наше время органом любви было сердце". Да, есть сердце, уши (вспомните - "женщины любят ушами"), глаза (всем известно - "мужчины любят глазами")... Девяносто процентов информации из мира мы получаем глазами. Но странное дело: болит голова - глотаем таблетки, ангина, грипп - тоже знаем, какие лекарства применять. А вот о глазах, как правило, вспоминаем, только когда "садится" зрение. Почему-то не утвердилось в нашем сознании, что они требуют постоянного внимания и заботы. И напрасно. Ибо, как мудро заметил в своё время Рене Декарт, "поведение человека в жизни зависит от чувств, среди которых чувство зрения - наиболее распространённое и благородное". Именно с этих слов начал беседу с нашим корреспондентом заведующий Центральным отделением микрохирургии глаза , доктор медицинских наук Владимир Николаевич ТРУБИЛИН.
- Владимир Николаевич, лет тридцать назад, когда я учился в школе, в нашем десятом "Б" никто не пользовался очками, да и вообще редко кто носил очки. Прозвище "очкарик" было довольно редким. А теперь скоро, пожалуй, будут дразнить тех, кто ходит без очков. Наверное, есть к тому причины?
- Безусловно. Экология, режим питания, образ жизни и, конечно, нагрузки. В ваше время иностранный язык начинали изучать в пятом классе, а сейчас - в детском садике. Плюс телевизор, компьютер, компьютерные игры... И так как ситуация скорее ухудшается, чем улучшается, разумно предположить - число людей с дефектами зрения будет расти. Вообще очень мало людей имеют совершенное зрение. Я не располагаю отечественной статистикой, но, к примеру, в Америке (кстати, Владимир Николаевич - член Американской академии офтальмологов) среди молодых людей приблизительно восемь процентов - дальнозоркие и около сорока процентов - близорукие люди. Не думаю, что у нас положение лучше. - В общем-то, значительные изменения в оптике глаза обусловлены наследственностью. Но не менее важно и другое. Я бы назвал это так: приобретённое пониженное зрение - результат внешних факторов и недостаточного внимания к сбережению хорошего зрения, его профилактики. Всем ещё с детства известен афоризм: "Береги честь смолоду". В нашем случае это трансформируется в простую и ясную формулу: береги зрение смолоду. И, естественно, большинство заболеваний легче предотвратить или вылечить на ранней стадии.
Ребёнок ещё не научился говорить, но по тому, как он реагирует на игрушки, различные предметы - может быть, не так, как его сверстники, - можно сделать вывод, насколько хорошо обстоят у него дела со зрением. И если есть какие-то сомнения - нужно немедленно обращаться к врачу. Нередки случаи врождённой катаракты, глаукомы, аномальной рефракции (один глаз имеет большую близорукость, другой - меньшую), когда один глаз развивается нормально, а другой отстает в развитии, что тоже может обернуться различными неприятностями. В возрасте от трёх до пяти лет у детей возможно проявление косоглазия.
На первых порах положительных результатов можно добиться простыми тренировками, окклюзиями - закрывать один глаз, подобрать правильные очки и т. д., не доводя дело до операции. Чаще всего происходит иначе: ребенок растёт, идёт в школу, дефект зрения все заметнее, да и одноклассники нередко начинают дразнить и посмеиваться. И только тогда волей-неволей обращаются к врачу. Но тут уж без операции не обойтись. Причём если дело зашло слишком далеко, не всегда удаётся полностью избавиться от недуга. Все, наверное, помнят замечательного артиста кино Савелия Крамарова. Вот он, к примеру, делал подобную операцию уже в
зрелом возрасте, в США, когда перебрался туда из России. И всё это было уже достаточно сложно и сопряжено с немалыми трудностями.
Но вернёмся к миопии - так называется близорукость. Ребёнок растёт, начинает заниматься спортом, растут нагрузки в школе, к этому добавляются внеклассные занятия, компьютер, - и, как правило, начинает развиваться близорукость. И тогда возникает необходимость в очках, контактных линзах. Естественно, это даёт возможность видеть чётче, чем раньше, и создается впечатление, что дефект устранён. Человек проникается сознанием: раз я стал видеть лучше, то и глаза стали лучше. И лишь после того, как он пользуется очками несколько лет, а близорукость будет постоянно расти, становится ясно: нужно принимать экстренные меры. Ибо близорукость - это не просто дефект зрения, это болезнь, при которой глазное яблоко увеличивается в размерах от 22 - 23 миллиметров в нормальном состоянии на несколько миллиметров, а иногда и на сантиметр.
Представьте себе футбольный мяч. Что будет, если камеру увеличить в подобной пропорции? К счастью, глаз не мяч, не лопнет, но происходит истончение сетчатки, появляются атрофические очаги, ухудшается питание оболочки глаза. Это уже не только оптические, это органические изменения. Да, очки откорректируют зрение, но изменения на сетчатке останутся. И если в молодом возрасте близорукость в 4-5 диоптрий не вызывает особого беспокойства (кроме неудобства носить очки), то позднее, когда возникают проблемы с давлением, щитовидной железой или диабетом, - всё это грозит серьезными осложнениями.
Причём именно в молодом возрасте главное осложнение - отслоение сетчатки. Этому способствуют экстремальные нагрузки, такие виды спорта, как прыжки в воду, контактные единоборства - бокс, каратэ и т.д. Здесь главное - профилактика, правильный режим труда и отдыха, хорошо организованное рабочее место.
Случается, правда, и ложная близорукость, когда от перенапряжения от занятий ребенок утомляется и начинает хуже видеть. Тогда необходимо наладить правильный режим, снять спазм - и всё быстро вернётся в норму.
- Владимир Николаевич, я понимаю, что мы говорим о проблеме вообще, не вдаваясь в частности. А не могли бы Вы назвать какие-то конкретные меры, порекомендовать какие-то упражнения для улучшения или сбережения хорошего зрения?
- Конкретных рекомендаций, приемлемых абсолютно для всех, просто не может быть. Ведь причин, влияющих на состояние зрения - множество, глазных расстройств - тоже, да и состояние здоровья у
всех разное.
Но есть одно важное условие - надо научиться снимать напряжение глаз. Ежедневно глазам необходим отдых продолжительностью в сумме за день от тридцати до шестидесяти минут. Это очень простое упражнение. Нужно сесть на стул, закрыть глаза, накрыть их ладонями так, чтобы середина правой ладони была перед правым глазом, а левой - перед левым. Ни в коем случае не давить на глаза, принять удобное положение и представить себя в какой-то комфортной обстановке. Если выполнять это упражнение два - три раза в день по десять - пятнадцать минут каждый раз, можно заметить значительное улучшение зрения.
При телевизионных передачах следует находиться не ближе двух метров от экрана черно-белого и четырёх с половиной метра от экрана цветного телевизора.
Вообще-то странное дело: почти каждый молодой человек знает упражнения для бицепсов, трицепсов и т.д. И никто - за редким исключением - не знает упражнений для улучшения зрения. Хотя их десятки. Ну, вот самое простое. Научитесь моргать один-два раза каждые десять секунд ( без каких-либо усилий), неважно, чем вы заняты - это также снимает напряжение. Самое элементарное упражнение для укрепления мышц глаз: поднесите указательный палец правой руки на расстояние двадцати сантиметров к глазам, затем переведите взгляд с пальца на какой-нибудь большой предмет, отстоящий на три и более метра. Проделайте это в темпе десять раз, чуть отдохните и повторите его ещё два - три раза. Очень помогает для улучшения способности видеть одинаково хорошо и вдаль, и на близком расстоянии. Повторяю, подобных упражнений множество, но надо же с чего-то начинать. А то ведь бывает - часами качают мышцы и ни минуты не уделяют глазам.
Существуют и другие виды стимуляции - лазеростимуляция, магнитостимуляция, свето- и цветостимуляция. Но это уже не в домашних условиях, а под наблюдением врача, в кабинетах охраны зрения.
- Владимир Николаевич, мы говорили о профилактике. Но если настигла близорукость минус пять и более - как тогда?
- Тогда нужно её ликвидировать. Потому что избавиться от нее без оперативного вмешательства невозможно.
Вообще-то, прежде чем устранять близорукость, нужно остановить её дальнейший рост путем укрепления внешней оболочки глаза - склеры. Поэтому и сама операция называется склероукрепляющей. За глазное яблоко вводится специальный раствор, происходит утолщение склеры, образуется как бы новая ткань, которая держит глазное яблоко. Это - своеобразный бандаж в заднем отделе глаза, с тем, чтобы глазное яблоко перестало увеличиваться в длину.
До восемнадцати лет никаких других операций, кроме склероукрепляющих, как правило, не делается, кроме тех случаев, когда глаза имеют разное зрение.
Сейчас существует несколько способов исправления близорукости, и все они достаточно хорошо разработаны. Ну вот, например, кератотомия: алмазным ножом делаются насечки, изменяется форма роговицы, то есть из вашей роговицы делают линзы другой силы с учетом того, какая близорукость была и какой результат хотят получить.
Основоположником этой операции был японский медик Сато, дальнейшее развитие и совершенствование она получила в Центре микрохирургии глаза Фёдорова и сейчас практикуется и у нас в стране, и за рубежом.
Есть и другие, недавно разработанные методы. Фоторефракционная кератэктомия делается с помощью холодного лазера и исправляет близорукость до десяти диоптрий, дальнозоркость до плюс шести диоптрий. Осложнения прогнозируются на этапе предварительного обследования, а потому в реальной практике сведены к минимуму.
Существует и другой вид операции, когда внутрь глаза имплантируется еще один хрусталик - искусственный, то есть как бы устанавливаются дополнительные очки.
Ранее мы говорили о склероукрепляющих операциях, которые укрепляют глаз снаружи. Но можно и нужно укреплять глаз и изнутри. Сетчатка очень тонкая и нежная, она и так достаточно слабо держится внутри глаза, а при близорукости возникает риск её отслаивания. Здесь на помощь приходит лазер, который способен "приваривать" сетчатку к внутренней оболочке глаза. Подобная профилактическая лазерная коагуляция рекомендуется при небольшой близорукости, а при большой она просто необходима.
А если брать мировой уровень... Как, положим, оценить наших хирургов-офтальмологов в сравнении со специалистами других стран, где уровень медицинского обслуживания достаточно высок?
- В России офтальмохирургия за последнее время развивалась стремительно и успешно. К нам приезжают за опытом из многих стран - Африки, Египта, Латинской Америки, Италии, Кипра и т. д. Часто и наших врачей, учитывая их репутацию, приглашают работать за рубеж. Помню, на выставку "Медицина в Китае" в 1985 году от нас пригласили трёх человек - Фёдорова, Елизарова и кардиохирурга Мешалкина, врачей с мировым именем. Это о многом говорит. Хотя летом 1998 года в Амстердаме проходил XVIII Международный конгресс офтальмологов. Наших, конечно, тоже пригласили, однако наших докладчиков было раз - два и обчёлся. Здесь тоже есть о чём подумать. И вообще, мне кажется, сейчас как- то больше в моде специалисты из США. Наверное, играет роль и то, что оборудование, материалы, как правило, мы получаем из Америки. Ну и, конечно, реклама.
- Наверное, американские специалисты в моде ещё и потому,
что там, чтобы стать врачом, нужно учиться двенадцать лет, а у нас
институт - пять - шесть лет, и готово... Я знаю, что о вас говорят: "У
Трубилина золотые руки". Интересно, сколько времени
понадобилось вам, чтобы появилось вот это "золото"?
- Насчет пяти-шести лет не совсем верно. Точнее, совсем неверно. После института нужна длительная практика. Как правило, путь от институтской скамьи до серьёзной, самостоятельной работы составляет около десяти лет. И не все проходят его успешно, потому что уровень квалификации во многом определяется тем, где учился, у кого, какую школу прошёл, на каком оборудовании осваивал методику работы, с применением каких современных материалов. Без преувеличения скажу: хороший офтальмолог - товар эксклюзивный.
- А почему вы решили заняться лечением именно глаз?
- Что касается меня, то о выборе профессии задумываться не приходилось - в семье все врачи, к тому же родители были знакомы со Святославом Федоровым, и я ещё студентом побывал в его центре, увлёкся тем, что стало делом всей моей жизни. Да и кроме него, когда я пришел в центр после института, у меня были хорошие наставники - Э.В.Егорова, Н.Н.Пивоваров, который сейчас работает в Италии, где и я практиковался и практиковал. А потом - США, Индия, Кипр, четыре года работал по контракту в Йемене... Так что какие уж там пять-шесть лет... Ну а тем, у кого зрение нормальное, хочу напомнить слова знаменитой американки, врача-офтальмолога Елены Келлер: "Пользуйтесь глазами! Живите каждый день так, будто можете ослепнуть. И вы откроете чудесный мир, который никогда не видели".

Специалисты Центра семейной офтальмологии с радостью окажут Вам помощь в решении любых проблем со зрением.
Метки: Нет Добавить / редактировать метки
Категории
Без категории

Комментарии

Трекбэков